Третий будет


Имя преемника станет известно “за какое-то время до выборов”, но это не значит, что фамилия будущего президента уже на слуху, в том числе в обсуждающемся “списке из двух человек”, заметил Владимир Путин, встречаясь в конце прошлой недели с журналистами в Шанхае.

Шорт-лист преемников, состоящий из Медведева и Иванова, появился после назначения обоих заместителями председателя правительства в декабре 2005 г. Тогда наблюдатели решили, что истинным мотивом кадровых перестановок является подготовка к президентским выборам и создание равных условий для потенциальных преемников. Полгода спустя Путин разъяснил, что декабрьские перестановки были вызваны желанием оптимизировать работу правительства, а инициировал перестановки не он, а премьер-министр Фрадков, который теперь предлагает увеличить число своих заместителей до четырех. Последнее предложение премьера Путин обещал “обязательно обсудить”.

До сих пор ключевые кадровые решения Путина были внезапными, а фигура назначенца абсолютно непредсказуемой. В феврале 2004 г. после неожиданной отставки тогдашнего главы правительства Михаила Касьянова самыми популярными кандидатами в премьеры наблюдатели считали Дмитрия Козака и Сергея Иванова. Назначение на премьерский пост Фрадкова, работавшего на тот момент представителем России в ЕС, вызвало недоумение не только у экспертного сообщества, но и у политической элиты.

Неожиданным стало и недавнее назначение на пост руководителя администрации президента Сергея Собянина, экс-губернатора Тюменской области. Хотя чиновники администрации президента утверждают, что Собянин “всегда был в кадровом резерве Кремля”.

Эксперты убеждены, что последние высказывания Путина о преемнике продиктованы желанием до конца держать процесс выбора будущего президента под личным контролем. “В американской политической практике президент, который покидает свой пост, – “хромая утка”, от которой мало что зависит, а все внимание общественности сосредоточено на кандидатах – они главные политические герои, – говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Но Путин до последнего намерен быть центром политической власти, поэтому и сохраняет неопределенность с преемником”. “Неопределенность позволяет Путину сохранить в руках политическую инициативу и ослабить активность политических элит, которые, ориентируясь на потенциальных преемников [Медведева и Иванова], уже принялись делить экономические и бюрократические ресурсы”, – соглашается Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. А замгендиректора Института общественного проектирования Михаил Рогожников считает, что “окончательный выбор еще не сделан”. Президент поручает потенциальным претендентам конкретные участки работы и следит за исполнением, добавляет эксперт. Медведев занимается национальными проектами, Иванов – реформой армии, “но не стоит забывать, что есть еще круг людей, которые ведут какие-то проекты” – по результатам их работы Путин сделает выбор, считает Рогожников.