Безопасные связи


Лариса Кацова три года назад устроилась на работу директором. Директором певицы Валерии. Не прошло и месяца, как ее на $500 (это “не меньше 10% зарплаты”) оштрафовал Иосиф Пригожин, продюсер артистки. “За то, что в нужный момент до нее нельзя было дозвониться по мобильному телефону”, – объясняет он. Сама Кацова к наказанию отнеслась с пониманием (она до сих пор директор Валерии). “Шоу-бизнес – сфера, где решения принимаются круглосуточно, от них могут зависеть не только деньги, но и реноме артиста”, – говорит она. “Любой мой сотрудник, даже костюмер, обязан быть всегда на связи”, – говорит Пригожин. За круглосуточную доступность его сотрудники расплачиваются неприятностями в личной жизни. Анна Исаева, бывший пресс-секретарь Валерии, рассказывает: “Я не могла объяснить своим мужьям, почему звонки моего босса раздавались в три часа ночи, да и друзья уверяли, что это “неправильный бизнес” и после восьми вечера по этикету не принято обсуждать дела по телефону”.

“За отключение телефона применять какие бы то ни было санкции недопустимо, – размышляет Александр Арутюнов, адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры”. – Подобные требования могут быть юридически оправданны, если отсутствие работника в пределах досягаемости негативно влияет на бизнес и влечет финансовые потери. Но на суде работодателю еще нужно будет суметь это доказать”.

Постоянная доступность сотрудников не блажь руководства. “У нас, как во всякой уважающей себя медицинской компании, принято, что сотрудники не отключают свои мобильные телефоны круглые сутки”, – говорит Виктория Данилова, менеджер по персоналу медицинской компании “Первый доктор”. “Наши сотрудники любой должности и ранга, как и медики, не отключают свои мобильники круглые сутки, – вторит ей Сергей Соловов, заместитель начальника отдела связи информационного агентства “Интерфакс”. – За нарушение этой традиции не предусмотрено штрафов или других санкций, но никто и не думает этим злоупотреблять”. Многие компании считают данную меру корректной, лишь если телефонные переговоры оплачиваются компанией. “В случае если у ключевого сотрудника компании связь оплачивается компанией и заранее оговаривается, что он всегда должен быть на связи, то он должен быть на связи, – уверена Татьяна Гуляева, PR-менеджер компании “Евросеть”. – Во всех остальных случаях пользование сотовым остается на усмотрение сотрудника”. “Служебные мобильные телефоны в Банке Москвы выдаются сотрудникам до уровня начальника управления, – говорит Александр Чистяков, директор центра общественных связей Банка Москвы. – Но это не значит, что все они должны не выключать мобильники круглые сутки. Разве что уполномоченные к общению со СМИ обязаны отвечать на вопросы журналистов в любое время”.

В июне исследовательский холдинг Romir monitoring провел опрос 2080 человек по всей стране, чтобы выяснить, что абоненты сотовых сетей считают вежливым. 83% респондентов считают: когда они звонят на мобильный телефон, необходимо поинтересоваться, удобно ли человеку говорить в этот момент. Когда респонденты звонят деловому партнеру на мобильный телефон, зная, что звонок для абонента может быть платным, восемь из 10 человек интересуются, нужно ли перезвонить на городской телефон. Практически половина опрошенных (51%) считает, что на неотвеченные вызовы необходимо перезвонить в течение двух часов, чтобы соблюсти правила приличия. Примерно столько же респондентов считают, что 3–5 гудков – оптимальное время ожидания ответа на звонок. Если телефонный разговор прервался, то перезванивать должен тот, кто позвонил, считают 58% респондентов.

В бизнес-этикете нормы немного другие. Елена Симонова, бизнес-консультант компании “Новая российская тренинговая ассоциация” (НРТА), утверждает, что положение об ответе на пропущенный вызов в течение двух часов не универсально. “По сложившемуся этикету начальник необязательно должен перезванивать подчиненному – если тому нужно, перезвонит еще раз сам”. По ее наблюдению, у начальников свои взгляды на этикет. “Если у руководителя несколько телефонных аппаратов для кругов общения различной удаленности, он должен уметь отвечать на параллельные звонки одинаково вежливо, – замечает Симонова. – Недопустимо переключать трубку в режим ожидания, бросая собеседнику: “У меня другая линия”. Верх неприличия – сбрасывать телефонный звонок: “Короткие гудки, сменяющие длинные, звонящий обычно воспринимает как личное оскорбление, зная, что на экране трубки всегда высвечивается номер абонента”.

Она отмечает также, что общаться по SMS корректно только в том случае, если отправитель уверен, что получатель сообщения комфортно обращается с этой технологией. “Я не думаю, что SMS – это невежливая форма общения, однако надо понимать, что SMS-сообщение носит лишь уведомительную функцию”, – говорит Антон Климов, генеральный директор финансовой компании “Эмитраст”.