В музее накрыли стол


Забудьте о фаст-фуде из пластиковой посуды: пора обратиться к тем временам, когда аппетит пробуждали не только кушанья, но и серебряные вилочки для устриц, и позолоченные ложечки для мороженого. По словам куратора выставки «Искушение едой: дизайн и столовые приборы с 1500 по 2005 годы» Сары Кофин, «в вилках, ложках, ножах можно разглядеть всю историю искусства еды, вкуса и стиля».

Здание, где расположилась выставка, знает о пышных приемах не понаслышке: ведь это дворец промышленного магната и филантропа Эндрю Карнеги. Здесь нет стеклянных витрин, а в одном из залов даже сервирован стол в стиле конца XIX века.

Атмосферы антикварного магазина удалось избежать благодаря работам современных дизайнеров: целая комната отведена приборам, созданным американcким архитектором Микеле Ока Донером и дизайнером Тедом Мюэлингом. Есть вещи и других авторов, для которых работа над столовыми приборами тоже не была основным занятием: итальянского архитектора Джио Понти, а также французской художницы Клод Лалейн, работавшей еще с Ивом Сен Лораном. Впрочем, большинство экспонатов – вещи XVIII–XIX веков.

Оказывается, до конца XVII века столы для гостей было не принято сервировать приборами. «Состоятельные люди путешествовали со своими вилками и ножами, а показателем статуса и богатства являлся материал, из которого были сделаны ручки приборов», – объясняет Сара Кофин. Начиная с XVIII века в столовых высшего света стали пользоваться приборами из слоновой кости, кораллов, агата, янтаря с искусной резьбой. В первой половине XVIII века на ручках приборов появились цветочные ленты, расшитые бисером изумрудного, ярко-желтого или рубинового цвета, – над ними вовсю старались богемские мастера. Чуть позже в Великобритании и Германии стали популярны приборы из серебра с ручками, похожими на рукоятки пистолетов.

В 60-е годы XIX века изменились правила сервировки: на смену подаче блюд по-французски, когда еду на стол выставляли всю сразу, пришла подача по-русски: блюда подавались одно за другим, и к каждому полагались специальные приборы. В связи с этим несколько упростился дизайн столового серебра: ручки ложек, вилок, ножей приобрели плоскую форму.

В период после Гражданской войны в США, в так называемую Позолоченную эпоху, количество приборов стало строго определяться их предназначением: появились вилки для лобстера, ложки для черепахового супа, специальные ножи для рыбы, фруктов, морепродуктов, даже для салатов – в общей сложности 146 предметов. «Необходимость в отдельном приборе для каждого блюда – это очень по-американски, – считает Кофин. – Состоятельные американцы хотели почувствовать себя европейскими аристократами, и, наверно, в этом им помогало количество приборов».

Столовое серебро того времени сейчас еще в большей цене, и старые приборы возвращаются на наши столы. Директор лондонского антикварного магазина Marks Клив Тоберман говорит, что в основном их покупают ради вложения денег. Но не только: например, Джонатан Марден, специалист по PR с Манхэттена, признается, что ест суп американской ложкой чеканного серебра, а также пользуется ирландскими ножами XVIII века с ручками в форме рукоятей пистолетов. Он купил эти приборы на аукционе Christie’s. (Денис Гребельников, FT, 10.06.2006)

До 29 октября, National Design Museum, 2 East 91st Street New York, NY 10128, www.ndm.si.edu