И пусть весь мир подождет


Несмотря на все задержки, “Аэрофлот” “будет счастлив” приобрести новый А-350, заявил вчера “Ведомостям” коммерческий директор Airbus Джон Лихи. “Аэрофлот” с прошлого лета подбирает 22 новеньких дальнемагистральных самолета – А-350 или B-787. Для российского рынка эта $3-миллиардная сделка будет крупнейшей. Она заметна и для поставщиков: по 20 лайнеров у них заказывают лишь такие гиганты, как Singapore Airlines, US Airways и проч.

Выступление Штрейфа стало главным событием авиасалона в Фарнборо. “Да, Airbus в кризисе”, – несколько раз повторил вчера новый глава концерна. Поставки суперлайнера A-380 откладываются, а затраты на его создание выросли с $12 млрд примерно на треть. А-350 пришлось переделать, его появление на рынке откладывается до 2012 г., а смета проекта вырастет с $5 млрд до $10 млрд. Вчера акции EADS подешевели еще почти на 4%, а с марта – больше чем на 40%.

Перечисляя каждую “трудность” Airbus, Штрейф держал эффектные паузы, публика так же эффектно хранила молчание. Лишь один раз Штрейф сорвался – после десятого по счету вопроса журналистов, какие же ошибки прежнего менеджмента привели Airbus к такому кризису. “У меня нет ни времени, ни сил анализировать это”, – вспылил Штрейф. Ведь у руля он встал совсем недавно. А только сбой в поставках А-380 отнимает 50% восьмичасового рабочего дня. Общая стратегия Airbus сейчас пишется, будет готова в ближайшее время. А на “многие вопросы” в рамках салона еще обещал ответить и прежний руководитель Airbus – Густав Хумберт (ушел в начале июля после скандала с A-380).

Штрейф надеется, что конструкторы Airbus не зря потратят деньги. Новый А-350, к которому добавится “приставка” ХWB (Extra Wide-Body), выйдет в трех версиях вместо двух: на 270, 314 и 350 (такой у B-787 нет) пассажиров. А две первые будут легче конкурента, потреблять меньше топлива (на 4–6% в расчете на кресло) и экономичнее в эксплуатации (на 7–8%). Не станут ждать такого лайнера один-два заказчика из уже подписавшихся на А-350 (всего Airbus заказали 182 таких самолета), заявил руководитель Airbus. Остальные перезаключат контракты. “Мы извлекли уроки, А-350 XWB вернет Airbus в игру и приведет к успеху”, – резюмировал Штрейф. Boeing на конец июня собрал контракты и соглашения на поставку 403 “лайнеров мечты”. Презентация нового А-350 не “поразила воображения” вице-президента Boeing Рэнди Бэйслера – серьезных изменений он в ней не увидел.

“Аэрофлот” получил материалы презентации нового A-350 на прошлой неделе, говорит начальник службы планирования парка “Аэрофлота” Сергей Колтович. Но официального предложения не было, нет и окончательного решения. “Новый A-350 выглядит действительно интересно, но сроки поставки сдвигаются, и это принципиальный для нас момент”, – резюмирует Колтович. “Основной акционер “Аэрофлота” – государство, скорее всего, посоветует перевозчику европейцев, особенно после провала переговоров с США по ВТО, – уверен аналитик “Центринвест груп” Геннадий Суханов. – Но может пойти и на компромисс – разделить заказ, как уже предлагал сам “Аэрофлот”. Ни Лихи, ни Бэйслер не стали комментировать переговоры с “Аэрофлотом”.