Не только алюминиевый барон


Первые большие деньги Дерипаска заработал на торговле алюминием. Но еще в 1997 г. принадлежащая ему компания “Сибал”, впоследствии переименованная в “Базэл”, решила развивать горнодобывающий бизнес. На базе угольных и горнодобывающих активов Восточной Сибири был создан холдинг “Союзметаллресурс”. Сейчас на него приходится 6% мирового производства молибдена. Но “Базэл” решил расширить ассортимент добываемых металлов.

Руководитель ресурсного сектора “Базэла” Дэниел Мейджер рассказал “Ведомостям”, что в 2005 г. компания купила 17,6% монгольской компании Batu Mining, которая займется поисками золота, меди и цинка, а в прошлом – контрольный пакет в киргизской “Жаны-Жылдыз Голд Лимитед” (будет добывать золото). Оба проекта предстоит развивать с нуля. Мейджер предполагает, что ТЭО разработки одного из киргизских участков будет готово уже в 2007 г.

Он рассказывает, что сфера интересов ресурсного сектора включает цветные (медь, цинк и никель) и драгоценные (золото и серебро) металлы, а также ферросплавы (молибден и ванадий). “Широкий выбор металлов позволит диверсифицировать денежные потоки и снизить риски”, – говорит Мейджер. По его словам, “Базэл” планирует добывать металлы в России и соседних странах, будет не только развивать проекты с нуля, но и покупать уже разрабатываемые месторождения. Сколько “Базэл” готов вложить в развитие ресурсного бизнеса, он не сказал.

Сотрудник российской металлургической компании напоминает, что добывающие компании стоят дорого (недавно “Нафта-Москва” заплатила за “Полиметалл” $900 млн), поэтому “Базэл” правильно делает ставку на проекты green field. По его оценке, геологоразведка может занимать от трех до 10 лет и обойтись минимум в $30 млн. Гендиректор консалтинговой компании “НБЛ-Золото” Михаил Лесков считает, что “Базэл” выбрал верные географические направления: “Сырьевой потенциал Киргизии и Монголии велик, в Монголии большие залежи металлов, но их добыча не развита”. Он напоминает, что в 2006 г. в Монголии принят закон, по которому, если цены на золото превысят $500 за унцию, а на золото – $2600 за 1 т, добывающие компании должны будут платить увеличенный налог на прибыль – 68%. Эти барьеры уже преодолены, а значит, в стране смогут работать только крупные компании. Представитель “Полиметалла” Альберт Аветиков добавляет, что у российских компаний в Монголии и странах СНГ есть ряд преимуществ перед иностранными коллегами – прочные исторические связи и благоприятное отношение властей. “Полиметалл” также рассматривает возможность приобретения участков в Монголии и Центральной Азии, говорит Аветиков.