ТНК добавит рыжего


Три года назад оранжевый был добавлен в фирменные цвета “Аэрофлота”. “Мы хотели, чтобы наш бренд ассоциировался с теплотой, солнцем, блеском куполов русских церквей”, – вспоминает замгендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. Это удалось, отмечает он: “Компания смогла привлечь к своему бренду внимание за рубежом и в России, сейчас мы его восприятием очень довольны”. А гендиректор маркетинговой компании “Дымшиц и партнеры” Михаил Дымшиц отмечает, что оранжевый цвет сейчас популярен, ТНК-BP отдала дань моде. Обновление бренда привлечет внимание потребителей, думает он.

Новую стратегию развития своих АЗС на пять лет ТНК-BP представила в отчете по US GAAP за 2005 г. Компания сделала ставку на растущие столичные рынки России и Украины – там в развитие сети АЗС будут сделаны основные инвестиции. В других регионах ТНК-BP будет заключать договоры о франшизе. Это требует гораздо меньше инвестиций, чем развитие собственных АЗС, объясняет представитель ТНК-BP, но в столицах рынки более конкурентны и динамичны и там “необходимо сохранять собственный контроль за АЗС”.

Все это так, но контролировать качество бензина у франчайзеров трудно, отмечает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Поэтому стратегия “Лукойла” – сокращение франчайзеров вне зависимости от региона, говорит начальник отдела по работе с инвесторами “Лукойла” Геннадий Красовский: пять лет назад около 20% АЗС “Лукойла” работали по франчайзинговым договорам, а теперь 6–8%.

К 2007 г. у ТНК-BP будет около 700 собственных АЗС и около 200 джобберских (не считая украинских), говорит представитель компании. В Москве в течение пяти лет компания планирует довести собственную сеть ТНК как минимум до 80 АЗС, сеть ВР – до 70 АЗС. В Киеве и Санкт-Петербурге будут созданы сети из 50 и 60 собственных АЗС. На все это будут потрачены сотни миллионов долларов, говорит представитель компании.

Но это будут уже другие заправки: ТНК-BP проведет ребрендинг АЗС. “Будет увеличена доля высокооктанового бензина, изменен дизайн облицовки, устройство магазина, улучшен сервис, расширен ассортимент товаров, добавлены услуги: мини-кафе, автомойки”, – рассказывает представитель ТНК-BP. Сейчас у ТНК 15 таких пилотных АЗС в Москве, Рязани, Саратове и Киеве. В их оформление введен оранжевый цвет (вывеска магазина, орнамент на навесе, дорога на АЗС размечена стрелками). Все заправки ТНК поменяют формат в течение трех-четырех лет. “Это энергичный, яркий и современный бренд, он даст бизнесу дополнительное конкурентное преимущество”, – надеется он. Согласно материалам презентации ТНК-BP, которые есть в распоряжении “Ведомостей”, ребрендинг и новые услуги увеличили продажи бензина на АЗС ТНК на 20%, а товаров в магазинах – на 50%.