Офисные скорочтения


Каждый день Куртис Арледж, один из руководителей финансовой корпорации Wachovia, вынужден читать более 350 электронных писем. Это занимает столько времени, что он понял: ему нужен способ, который поможет совладать с этим информационным потоком. “Нужно читать быстро и все понимать”, – говорит он о своих требованиях. Поэтому в январе он пошел на курсы скорочтения выходного дня, которые предлагает компания ExecuRead в городе Шарлотт (Северная Каролина), которая как раз и специализируется на обучении высокооплачиваемых специалистов. “Теперь я читаю в пять раз быстрее”, – отмечает Арледж.

Скорочтение, пик популярности которого пришелся на 1960–1970 гг., возвращается. В то время популярность этой методики в США была обеспечена за счет людей, которые хотели прочитать книги “обязательной образовательной программы”, не успев это сделать в школе. Теперь скорочтение востребовано среди тех, кто не может справиться с информационными потоками.

За последние пять лет в США появилось как минимум три новые компании, предлагающие обучить скорочтению. Основные потребители их услуг – корпоративные клиенты. Компании платят от $150 до $700 за одного слушателя, участвующего в одно-двухдневном тренинге.

ExecuRead была основана в 2001 г. Брюсом Стюартом, последователем основательницы англоязычных методик скорочтения Эвелин Вуд, в ЮАР. Он говорит, что бизнесом поначалу его дело назвать было сложно, но за последние пару лет к скорочтению проснулся настоящий интерес. Такие компании, как Credit Suisse, Capital One и Visa, нанимали его для проведения тренингов среди их служащих. Всего за прошлый год он преподавал более чем 500 слушателям.

Тренеры скорочтения утверждают, что прослушавшие курс люди учатся считывать информацию в тексте (будь он на бумаге или экране компьютера), выбирая из него одним взглядом группы по 2–4 слова. Читающих учат двигать взгляд по странице с помощью пальца или лазерной указки, полагаясь на периферийное зрение, чтобы быстро выхватывать из текста и фразы. Техника позволяет прочесть 500–1000 слов в минуту против 250–350 обычных. Создатели методик утверждают, что любого можно научить читать в 3–5 раз быстрее без потерь в качестве восприятия информации. “Скорочтение учит мозг по-другому смотреть на слова”, – говорит Джоэль Флакс, президент компании SpeedLearning, которая обучает методике с 2002 г. Например, обычный читатель прочитает 454-страничный томик “Кода да Винчи” за 7,5 часа. После первичной тренировки скорость можно утроить и прочитать ту же книгу за 2,5 часа. Флакс, который утверждает, что читает со скоростью 2500 слов в минуту, говорит, что прочел книгу за час.

Однако у скорочтения до сих пор остается душок от первой волны популярности, когда телевидение было забито дешевой рекламой этой методики. “В 1970-е гг. нельзя было включить телевизор и не застать низкобюджетный ролик с Эвелин Вуд, где читали какие-то книги, быстро переворачивая страницы”, – говорит Роберт Томпсон, профессор, который читает лекции о популярной культуре в Университете Сиракуз. В 1980-е волна популярности пошла на спад, поскольку люди, прошедшие курсы скорочтения, так и не смогли читать с обещанной рекламой скоростью. Теперь чудес не обещают, упор делают на понимание прочитанного за меньшие сроки.

Даже приверженцы скорочтения не утверждают, что эта методика станет панацеей. Арледж из Wachovia говорит, что, даже “скорочитая”, он по-прежнему работает по 12 часов в сутки. Но теперь ему легче обрабатывать большие массивы информации. “Я не работаю меньше. Но я успеваю больше за то же время”, – утверждает он.

В России интерес к скорочтению тоже повышается. “За 25 лет существования нашей школы курсы скоростного чтения прошли 1,5 млн человек из разных городов страны”, – рассказывает Светлана Якушева, заместитель директора центра дополнительного образования “Президентская бизнес-школа”. По ее словам, наибольший спрос на тренинги по скорочтению был в начале 90-х гг., затем произошел спад, а сейчас опять бум. В течение последних четырех лет ежегодный прирост слушателей курсов составляет 20–22%, говорит Якушева. Она отмечает, что лет 20 назад освоить методику скорочтения стремились преимущественно студенты. Нынешняя аудитории взрослее. “Среди наших слушателей все больше людей 25–35 лет. Они настроены на карьеру и профессиональный рост, хотят быть в курсе всех дел, а значит, им приходится за день пропускать через себя огромный объем информации”, – говорит она. По словам Якушевой, с 2002 г. заметно увеличилось количество так называемых корпоративных занятий, когда компания платит за сотрудников, приглашая преподавателей в офис. “Теперь быстро читать не хобби, а необходимость”, – утверждает Якушева. Она говорит, что в 2006 г. число клиентов среди топ-менеджеров увеличилось втрое. “Мы проводим индивидуальные занятия в удобное для них время и, если надо, с выездом”, – рассказывает Якушева. 5–7 тренингов в группе стоят $160, в индивидуальном порядке – $1000–1200. (Использованы материалы WSJ.)