КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: C° Лед тронулся?


Без помощи извне российским автозаводам не прожить. За минувшие годы мировой автопром ушел далеко вперед. А наши автозаводы отметились лишь постановкой на конвейер Lada Kalina и UAZ Patriot, а также легкой модернизацией “Волги”. С таким багажом конкурировать с иномарками можно, только оградив страну от их наплыва. Слава богу, все поползновения на этот счет были в корне пресечены правительством еще несколько лет назад.

Поэтому “Северсталь-Авто” собирает зарубежные автомобили по лицензии, а группа “ГАЗ” эти самые лицензии покупает вместе с оборудованием для производства машин. И лишь флагман отечественного автопрома “АвтоВАЗ” до сих пор свято верил в свои силы. Прежний менеджмент предприятия сумел уговорить американскую General Motors создать СП в Тольятти. Но толку от этого партнерства вышло мало. Новое руководство “АвтоВАЗа”, пришедшее из “Рособоронэкспорта”, и вовсе взяло курс на автаркию. Еще зимой менеджеры завода объявили о намерении построить новый автозавод мощностью 450 000 автомобилей в год и создать несколько новых платформ, на которых будет выпускаться до 12 моделей. Максимум, на что был готов пойти завод за рубежом, – это заказать разработку новой модели дизайн-студиям или купить платформы у конкурентов.

Правда, в наследство от старого менеджмента “Рособоронэкспорту” достался новый претендент на партнерство с “АвтоВАЗом” – французская Renault. Она претендовала на покупку не менее 25% акций, обещая создать СП для сборки 450 000 машин, разработанных на базе самой экономичной модели Renault Logan, ежегодно. Возможное партнерство президент Renault Карлос Гон успел даже два месяца назад обсудить с Владимиром Путиным. Правда, однозначного ответа на свой вопрос Гон не получил. В конце июня ему ответил председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Артяков, объявивший, что Renault акции завода продаваться не будут. “АвтоВАЗ” решил сделать ставку на сотрудничество с дизайн-студиями. Вопрос лишь в том, хватит ли предприятию денег, чтобы заказать разработку 12 новых моделей. Непонятно также, найдет ли “АвтоВАЗ” средства на строительство нового завода на 450 000 машин в год?

Судя по всему, “АвтоВАЗ” все же решил подготовиться к возможной продаже блокпакета акций зарубежному партнеру. Во вторник предприятие объявило, что его “дочки” вместе с Внешэкономбанком увеличили свой пакет на 5% – до 74,91% голосующих акций. Вряд ли на предприятии опасаются прихода склонного к скандалам миноритарного акционера – кто осмелится сейчас воевать с “Рособоронэкспортом”? Значит, остается один вариант – зарезервировать этот пакет для продажи Renault или другому автопроизводителю.