Профсоюз смеха


Бизнес и творчество – разные вещи, уверяет Андрей Бильжо, известный художник-карикатурист, создатель знаменитого персонажа Петрович. “Художник, работающий исключительно ради заработка, загоняет себя в творческий тупик”, – считает он. На хорошую идею всегда найдется покупатель, считает Бильжо. “Ни один мой проект я не рассматривал изначально как бизнес”, – уточняет он. Бессмысленно навязывать свое творчество, соглашается с ним карикатурист Владимир Доцоев. “Мои работы покупают только те, кому они нравятся”, – говорит он.

Несмотря на видимое равнодушие к “презренному металлу”, карикатуристы все же не отрицают, что их профессия – это их хлеб, а значит, о заработке им думать приходится. “В советские времена за один рисунок можно было получить до 300 руб. – в то время большие деньги”, – говорит Доцоев. “А сейчас за рисунок платят всего $50–100”, – сетует Игорь Смирнов, карикатурист, член-корреспондент Академии художеств России.

Каждый карикатурист ищет свой собственный способ заработать. Чаще всего он выбирает то, что ему ближе и что лучше получается. Андрей Бильжо 15 лет рисовал карикатуры для “Коммерсанта”, сейчас работает в “Известиях” и параллельно участвует в массе разных проектов. Только некоторые из них коммерческие. Например, для Банка Москвы Бильжо разработал серию плакатов и постеров. Компания Microsoft заказала ему брошюру. А British American Tobacco предложила выпустить серию открыток, посвященную табачному этикету.

Другой карикатурист, Владимир Доцоев, зарабатывает на жизнь шаржами. “Я работаю с несколькими агентствами по организации праздников”, – рассказывает он. “Присутствие карикатуриста всегда оживляет вечеринку. Мы часто предлагаем клиентам эту услугу”, – говорит Валерия Журавлева, менеджер по организации мероприятий агентства “Табакоff”. Впрочем, по собственной инициативе клиенты редко заказывают услуги художника. Многие даже не знают, что такие услуги существуют. Для пущей яркости агентства часто одевают художников в сценические костюмы. Например, Доцоев нередко появляется на вечеринках в плаще и берете. Однако сам он от этого не в восторге. “Художника должны ценить за его творчество, а не за костюм”, – говорит он. Тем не менее общение с заказчиками дает ему богатую пищу для размышлений. “Я постоянно общаюсь с клиентами и много узнаю для себя о людях и характерах. Для серьезного художника это очень важно”, – объясняет он.

Серьезным художником, увлекающимся несерьезным жанром, считает себя и Игорь Смирнов. “Помимо карикатур я занимаюсь портретами и пейзажами”, – говорит он.

На доходы от карикатур прожить не сложно, но состояния так не сколачиваются. Например, агентство “Табакоff” платит художнику 2000 руб. за час работы на вечеринке. За это время художник обычно успевает выполнить до 15 карикатур, утверждает Валерия Журавлева. При этом заказов хватает на всех. “Я не чувствую особой конкуренции”, – добавляет Игорь Смирнов. “Конечно, определенная конкуренция есть. Но я не назвал бы ее острой”, – соглашается с ним Доцоев. Возможно, этим наш рынок принципиально отличается от западного, где и спрос на работы карикатуристов выше, и конкуренция острее.

По данным Бюро статистики труда, созданием карикатур и комиксов в США профессионально занимается около 29 000 человек, среди которых есть и художники, и скульпторы, и иллюстраторы, из них 63% не состоят в штатах агентств и издательств, а работают самостоятельно.

“Создание комиксов и карикатур – один из немногих способов сделать так, чтобы тебя заметили”, – рассказывает Арни Левин, художник, который уже много лет сотрудничает с журналом The New Yorker. Конкуренция в издательствах просто невероятная, жалуется Джефф Свенсон, художник, который создает несколько серий комиксов для газет и интернет-изданий.

Но самая жесткая конкуренция разворачивается за сотрудничество художников с так называемыми синдикатами, или компаниями, которые поставляют комиксы в журналы и газеты. Контракт с синдикатом, таким как United Feature Syndicate, многие художники считают лучшим шансом добиться успеха.

Чтобы заявить о себе, художники публикуют свои работы в Сети или посылают их редакторам печатных изданий. Но год от года журналов с комиксами становится все меньше и меньше, рассказывает Левин, который начал рисовать комиксы еще в 1960-х гг. Поэтому художники так часто получают отказы, а нередко их просто игнорируют.

“Карикатурист должен быть очень толстокожим, – рассказывает художник Стью Хейнеке, специализирующийся на создании карикатур для рекламных кампаний. – Молодым художникам иногда приходится особенно сложно”.

Но даже известным художникам карикатуры и комиксы, как правило, приносят лишь меньшую часть заработка. Так, карикатурист Джерри ДеКроти говорит, что комиксы приносят ему лишь треть дохода. Гораздо больше он зарабатывает на логотипах и эмблемах. Но добиться финансового успеха карикатурист все же может. Левин говорит, что много лет зарабатывал на жизнь лишь рисованием комиксов, а еще один карикатурист – Хейнеке рассказывает, что в его компании с оборотом около $1 млн в год работают три штатных художника.

Несмотря на все сложности, состоявшиеся карикатуристы все же довольны своей участью. “Говорят, что смех – лучшее лекарство, – шутит Хейнеке. – Если так, то мы, карикатуристы, оказываем обществу огромную услугу. Без нас мир был бы совсем иным”. (Использованы материалы WSJ.)