Предвыборные аресты


“Задержаны 29 человек, они обвиняются по статье “организация заговора с целью свержения властей”, – заявил вчера министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. По его словам, была информация, что они планировали свергнуть власть и привезти в Грузию Игоря Георгадзе. Георгадзе, экс-министр госбезопасности Грузии, возглавляет партию “Справедливость” и проживает в России.

В числе задержанных – лидер Консервативно-монархической партии Грузии Темур Жоржолиани, лидер движения “Анти-Сорос” Майя Николеишвили, пресс-секретарь партии “Справедливость” Майя Топурия, директор благотворительного Фонда Игоря Георгадзе Ирина Саришвили-Чантурия. По информации руководителя грузинской неправительственной организации “Бывшие политзаключенные за права человека” Наны Какабадзе, обыски прошли в 62 офисах партии “Справедливость” и квартирах ее представителей в разных регионах страны.

В сюжете проправительственного телеканала “Рустави-2” два участника заговора с затемненными лицами рассказали о планах организаторов переворота. По их словам, предполагалось организовать демонстрацию протеста, в ходе которой в толпе могла начаться стрельба. По словам арестованных, оппозиционеры намеревались обвинить в жертвах правительство и вызвать массовые волнения. О раскрытии похожего заговора заявлял КГБ Белоруссии накануне президентских выборов в марте 2006 г.

Председатель парламентского комитета по международным делам Константин Габашвили заявил “Ведомостям”, что “арестованные воспринимались как сообщники Георгадзе, который работает в ФСБ”. Но, по мнению Какабадзе, “речь явно идет о преследовании за оппозиционные взгляды”. Георгадзе в эфире программы “Вести” заявил, что, если власти примут решение о запрете “Справедливости”, это станет началом силового противостояния и партия примет “адекватные меры”.

“Едва ли Георгадзе мог решиться на подготовку переворота в Грузии, так и не сформировав оппозиционной коалиции”, – считает политолог Алексей Малашенко. В октябре в Грузии пройдут выборы в местные органы власти и частично репрессии в отношении “Справедливости” могут быть связаны со стремлением “расчистить поле” перед ними, предполагает Александр Скаков из Российского института стратегических исследований.