Блеск старого золота


Европейские музеи каждый по-своему разыгрывают четырехсотлетний юбилей Рембрандта. Лондонская национальная галерея демонстрирует все знаменитые картины мастера, которые хранит. В Амстердаме изучают творчество Рембрандта и его последователей в контексте реалий художественного рынка того времени. Гаагский музей Маурицхейс представляет три только что отреставрированные картины. А Москва показывает Рембрандта из провинциальных российских музеев. Кроме того, обозначено участие в выставке Эрмитажа, нью-йоркского музея Метрополитен; имеется и особо важный гость – автопортрет Рембрандта из Музея Гране в Экс-ан-Провансе. Плюс изящный подбор графических листов, «которые когда-либо считались произведениями мастера» из Гравюрного кабинета Пушкинского музея. А на закуску классическая реприза: Рембрандт, ученики и предшественники из домашней коллекции ГМИИ.

У мировых музеев существуют свои «клубы по интересам». ГМИИ вообще-то почетный член клуба хранителей постимпрессионистов, но вхож он и в другой клуб – обладателей Рембрандта. Малюсенький холст «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», хранящийся в Москве, даст фору любому из рембрандтовских супергигантов Лондона или Амстердама – столь прекрасна и загадочно светоносна живопись царского плаща на этой картине.

Выставка в ГМИИ на Волхонке составлена как показательное высказывание на тему «Что могут музеи». Здесь и результаты межмузейного сотрудничества, и удачи реставраторов.

Основной иллюстрацией к юбилею музейным сообществом избраны автопортреты. Одна из главных тем юбилейного года: что же на самом деле хотел сказать великий мастер, а чего он и вовсе не предполагал? Действительно ли в сумраке и озарениях рембрандтовского золота европеец впервые по-настоящему осознал себя Человеком, или это достижение приписали большому голландцу в XIX веке обожавшие его художники-романтики? Ведь именно век Рембрандта, XVII столетие, а вовсе не эпоху Ренессанса принято считать временем рождения современного образа жизни и мысли.

Другая правда о Рембрандте состоит в том, что взаимоотношения гения с деньгами были едва ли не столь же страстны, как с самой живописью. И если сейчас модно сомневаться, действительно ли именно в эпоху Рембрандта родилась современная урбанистическая личность, то следующий факт сомнений не вызывает: именно он первым декларативно приравнял произведение искусства к деньгам, создав знаменитый офорт «Лист в сто гульденов» и прокрутив его на рынке как биржевую бумагу.

Рембрандта обожали богатые коллекционеры, поэтому его работ так много за пределами Голландии: в Англии, США, России. Подробности того, как русские коллекционировали офорты Рембрандта, тоже можно будет выяснить на выставке. Так что Рембрандт в ГМИИ обещает предстать художником не только исключительно великим, но и весьма актуальным.

12 сентября – 12 ноября, «Рембрандт, его предшественники и последователи», ГМИИ им. Пушкина, ул. Волхонка, 12, тел. 203 95 78