Умер Вольский


Проработав 30 лет в советской промышленности – на ЗиЛе, а затем в отделе машиностроения ЦК КПСС, Вольский стал твердым сторонником необходимости либерализации командной экономики. По мнению руководителя экспертного управления администрации президента Аркадия Дворковича, “Вольский имел независимую точку зрения на происходящее в стране и был одним из самых либеральных людей”. С ним согласен первый зампредседателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев: “Вольский был одним из самых адаптированных к новому времени людей. Он хорошо понимал, что такое рынок и демократия”.

Вольский прославился способностью гасить конфликты. В 1988 г. ЦК КПСС отправил его в Нагорный Карабах, где развернулись бои между армянским и азербайджанским населением. Здесь Вольский проработал два года. Во время событий в Буденновске в июле 1995 г. тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин назначил Вольского своим личным представителем в переговорах по урегулированию конфликта в Чечне. В 2000 г., когда, по выражению Вольского, “отношения бизнеса и власти неизвестно куда зашли”, он принял в состав РСПП “равноудаленнных олигархов”, чтобы они могли защищать свои интересы. После этого ему пришлось заняться примирением позиций амбициозных олигархов. “Боюсь, чтобы не начали бить друг друга”, – рассказывал Вольский “Ведомостям” о заседаниях бюро РСПП в 2001 г.

Конфликт крупного бизнеса и Кремля оказался слишком жестким. “Среди крупных бизнесменов царит атмосфера растерянности”, – говорил глава РСПП в 2003 г. Вольский заступался за преследуемых властью олигархов – Владимира Гусинского, Якова Голдовского, Михаила Ходорковского. Для него это заступничество обернулось в конечном итоге отставкой – его кресло президента РСПП занял Александр Шохин, чья политическая карьера складывалась более удачно, чем у Вольского.

В отличие от Вольского, который несколько раз безуспешно баллотировался в Госдуму и даже был зарегистрирован кандидатом в президенты России в 1996 г., Шохин работал и вице-премьером в правительстве, и вице-спикером в Госдуме. Создав и возглавив в 1990 г. объединение промышленников, Вольский неоднократно пытался преобразовать его во влиятельную политическую силу. Например, в 1993 и 1995 гг. он дважды предпринимал попытку создания Промышленной партии на базе РСПП. Однако эти проекты не удались – в первую очередь потому, что политические интересы российских промышленников практически никогда не совпадали.

На галерке

“Вольский всегда демонстрировал свою оппозиционность происходящему, но он не был отмороженным оппозиционером и не воевал с властью с открытым забралом. Если он считал, что действия чиновников ухудшают положение бизнеса, то всегда в корректной форме об этом говорил”, – вспоминает замминистра экономического развития Андрей Шаронов. Вместе с Вольским Шаронов в 1989 г. участвовал в работе Съезда народных депутатов СССР. По словам Шаронова, демонстрация оппозиционности выражалась “физически”: на съезде Вольский выбрал место “на галерке”. “Он достойно отстаивал интересы бизнеса. Даже в самые сложные моменты, когда надо было прямо говорить о том, что позиция бизнеса не совпадает с точкой зрения власти”, – говорит Шохин.

Вольский был сторонником постепенных преобразований в “китайском стиле”. Он не любил крайних мер, к которым причислял и аресты крупных предпринимателей, и массовую приватизацию, и развал СССР, и разделение РАО “ЕЭС России”. Поскольку постепенные реформы и неспешная приватизация были на руку так называемым красным директорам – бывшим советским руководителям промышленных предприятий, терявшим контроль над своими фабриками и заводами в ходе тотальной приватизации “по Чубайсу”, руководимый Вольским РСПП в 1990-е гг. окрестили “профсоюзом красных директоров”.

“Он никогда не стремился прикрикнуть, стукнуть кулаком по столу. Часто, когда возникали спорные ситуации, переводил все в шутку”, – говорит Шохин. “Вольский уважительно относился к собеседнику, старался улыбаться в самых непростых ситуациях”, – вспоминает Евгений Ясин, который с 1991 г. работал директором экспертного института при РСПП и поддерживал с Вольским тесные контакты и после ухода из союза. Удивительную коммуникабельность Вольского отмечает и бывший вице-президент РСПП Игорь Юргенс: “Его проходимость была уникальна – нет такого человека, который не взял бы трубку, если Вольский звонил по АТС-1”. “Гигантский, очень интересный человек”, – говорит Шаронов.

Вольский очень гордился созданной им организацией. Союз “был организован в 1895 г. и назывался “Российский императорский союз промышленников и предпринимателей”, рассказывал президент РСПП “Ведомостям” в 2001 г. “Он занимался только одним вопросом – лоббированием интересов отечественной промышленности. С ним считались царская семья, Дума, правительство. Возглавляли его братья Рябушинские, хозяева предшественника нынешнего ЗиЛа, – это они и построили его. Генеральным директором союза был Вольский Адольф Адольфович, немец из Поволжья. Целых 72 года был перерыв в работе этого союза, поэтому мы реанимировали его в 1990-м”, – рассказывал он.

По словам Юргенса, “масштаб личности Вольского определял вес, который имел РСПП, на нем все и держалось. Это человек, который знал российскую промышленность не понаслышке: он прошел все эти заводы, стройки, он не случайно стал основателем союза – в то время более авторитетного руководителя было просто не найти”. Юргенс считает, что именно авторитет Вольского стал причиной массового вступления олигархов в ряды РСПП в 2000 г.

Профсоюз олигархов

“В 2000 г. у РСПП началась вторая жизнь”, – говорит Шаронов. После избрания Владимира Путина президентом Кремль провозгласил политику равноудаления олигархов. Пытаясь протоптать новые дорожки к руководству страны, крупный бизнес решил консолидироваться в рамках уважаемой, независимой от власти организации. Предложенный Кремлем вариант – войти в совет по предпринимательству при правительстве, который возглавил тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов, – олигархам не понравился. Так появилось, по выражению Шохина, “второе издание РСПП образца 2000 г.”.

“Существовала альтернатива – создать организацию с нуля. Но бизнесу был нужен лидер, с которым уже считалась власть. Аркадий Вольский был именно таким человеком, – говорит Шохин. – Будучи связующим звеном между старой гвардией и вновь пришедшим крупным капиталом, он, как гроссмейстер, мог играть на двух столах”. Поначалу преображенный РСПП добился значительных успехов. “При участии союза принимались ключевые для бизнеса законы: о валютном регулировании, о конкуренции, налоговые законопроекты. РСПП обрел новый статус публичного лоббиста интересов бизнеса”, – полагает президент РСПП.

“Главное, что получилось у Вольского, – объединение бизнеса. Он сумел соединить всех – от красных директоров до олигархов, – говорит Ясин. – Это получилось благодаря его удивительному умению находить общий язык с людьми, порядочности и чувству собственного достоинства”.

Тем не менее из-за дела ЮКОСа в РСПП разразился кризис. Зимой 2004 г. Владимир Потанин предложил объединить РСПП с другими организациями бизнеса – “Деловой Россией” и “ОПОРой”. Весной 2004 г. Олег Дерипаска заявил, что “диалог между властью и бизнесом в форме РСПП закончен”. Поиски путей преобразования РСПП в конце концов вылились в идею смены президента союза. Осенью 2005 г. председатель “Деловой России” Борис Титов заявил, что “Вольский не сумел организовать работу. Он великий человек, с харизмой и потрясающим чувством юмора, умеющий искать компромиссные решения. Но руководящий состав союз должен обновиться”. Вольский очень тяжело переживал отставку. “Я более чем защищал интересы предпринимателей! Сколько я отдал силенок!” – говорил он “Ведомостям” год назад.

По мнению Сысуева, “РСПП так и не превратился в действенный механизм принятия решений. Союз стал формальностью, показывающей, что власть советуется с людьми”. Он уверен, что и сам Вольский это понимал. “Несмотря на выдающиеся дипломатические способности, ему было не под силу переломить ситуацию, так как российское общество недемократично”, – считает Сысуев. Впрочем, Шохин и другие члены РСПП его позицию не разделяют и смотрят в будущее РСПП с оптимизмом.

В 1986 г. Вольский провел три месяца на Чернобыльской АЭС, участвуя в ликвидации последствий аварии. По мнению Юргенса, именно это стало причиной страшной болезни, о которой глава РСПП не любил рассказывать. По словам Шохина, болезнь Вольского обострилась после майских праздников, но он все равно “старался появляться на работе”. “Еще во вторник он звонил, извинялся, что из-за плохого самочувствия не сможет принять участие в заседании российско-японского комитета делового сотрудничества”, – говорит Шохин. Прощание с Аркадием Вольским состоится завтра, 12 сентября, с 10.00 до 12.00 во Дворце культуры ЗиЛа.