Своенравный “АвтоВАЗ”


По данным Ladaonline, за первое полугодие розничные цены на вазовские машины выросли на 7,5%. Вчера на официальном сайте “АвтоВАЗа” рекомендованные цены на весь модельный ряд повысились на 4000 руб. (на 1,5–2%). По данным Ladaonline, меньше чем на 4000 руб. подорожала только Niva (на 1000–3000 руб.). Представитель завода говорит, что это “вынужденная мера, связанная с повышением себестоимости производства – ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие”. Он утверждает, что рынок способствует росту продаж – за семь месяцев дилеры продали больше 377 000 автомобилей, а в августе – еще 57 000 машин.

Но в августе продажи стали падать. Крупнейшие московские дилеры – “Элекс-Полюс”, “Автомир”, “Ростокино-Лада” и др. – решили предупредить дальнейший спад, написав позавчера письмо и. о. гендиректора “АвтоВАЗа” Максиму Нагайцеву с просьбой сдержать рост цен.

“Завод, как нарочно, повысил цены именно тогда, когда мы направили письмо Нагайцеву”, – жалуется дилер. Особенно возмутило дилеров то, что цены подняты на все модели. “Есть такое понятие, как ценовое позиционирование модели, – говорит дилер. – Если раньше “АвтоВАЗ” учитывал его, то сейчас просто проигнорировал”.

“Мы прислушиваемся к требованиям дилеров, но нам необходимо поддерживать рентабельность, – говорит источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, – тем более что маржа дилеров позволяет получать хорошую прибыль”. По его словам, сейчас “АвтоВАЗ” работает над введением технологий “бережливого производства”, что позволит сдержать рост себестоимости.

“Нынешнее повышение цен незначительно, его можно перенести, – говорит один из региональных дилеров, – но, если повышение цен, совпадающее с осенним спадом продаж, продолжится, нам придется переключиться на продажу иномарок”. По его словам, цена на автомобили “десятого” семейства Lada в связи с установкой электроусилителя руля приближается к конкурентам – Hyundai Accent, Kia Spectra. По его словам, дилерам “АвтоВАЗа” никто не запрещает продавать иномарки, тем более что рынок иномарок развивается более динамично, чем рынок традиционных российских брендов. А московский дилер говорит, что руководство “АвтоВАЗа” так смело поднимает цены, потому что машины хорошо продавались в первом полугодии. Ведь традиционно в апреле “АвтоВАЗ” продает 75 000 автомобилей, а в ноябре – в два раза меньше, около 30 000–35 000 машин, а это значит, что расчет руководства завода на то, что машины будут покупаться по новой цене, может не оправдаться. А аналитик “Метрополя” Александр Жуков считает, что кроме повышения цен у завода нет выхода. “Издержки действительно растут, как бы ни просили дилеры, цены повышать надо, ведь темпы роста цен на автомобильном рынке ниже, чем темпы роста инфляции”, – говорит эксперт.