Не российское это дело


В понедельник EADS официально подтвердила, что ее новым акционером стал ВТБ. На следующий день помощник российского президента по международным делам Сергей Приходько дал понять, что Россия хотела бы получить блокирующий пакет EADS и влиять на принятие решений в корпорации. Вчера корпорация распространила официальное заявление сопредседателей совета директоров EADS Манфреда Бишофа (представляет в совете интересы DaimlerChrysler) и Арно Лагардера (Lagardere). Суть их заявления сводится к тому, что EADS не собирается изменять собственным правилам, чтобы допустить Россию до участия в управлении корпорацией.

“Организация компании определяется набором правил, которые обусловливают права и полномочия акционеров по надзору за компанией и управлению ею”, – говорится в заявлении. Правила, “четко прописанные в регистрационных документах EADS (и, следовательно, доступные для общественности)”, заключаются в том, что “по договоренности между контролирующими акционерами сторонние инвесторы не могут, купив акции EADS на открытом рынке, лишить контролирующих акционеров их мажоритарных прав”. Эти права состоят в том, что попасть в совет без поддержки DaimlerChrysler или правительства Франции нельзя: по уставу правом голоса при выборе членов совета обладают только эти два акционера. Каждый из них по уставу номинирует четырех своих кандидатов и по одному независимому. Всего в совете 10 директоров.

Существующую систему корпоративного управления авторы сообщения считают “эффективной для всех акционеров”. В заключении письма сообщается, что менять эту систему, равно как и расширять число контролирующих акционеров, “не в интересах компании”.

В заявлении сопредседателей EADS говорится, что мажоритарные акционеры приветствуют любые инвестиции в акции корпорации, “как отражающие интерес и уверенность в долгосрочных успехах EADS”. Они выражают желание расширить сотрудничество с российской аэрокосмической индустрией и называют ее не иначе как “превосходная”.

Представитель DaimlerChrysler Томас Фройлих заявил “Ведомостям”, что добавить к сказанному ему нечего, в Lagardere на запрос “Ведомостей”, отправленный еще в конце прошлой недели, посоветовали обратиться в EADS. В министерстве экономики Франции на него не ответили. Старший президент, член правления ВТБ Василий Титов воздержался от комментариев.

Реакции российской стороны на заявление EADS вчера не последовало – хотя оно опубликовано всего за неделю до встречи Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Жаком Шираком, на которой, как ожидается, будет обсуждаться вопрос о вхождении России в состав акционеров EADS.

“Негативная реакция руководства EADS не означает, что двери перед Россией закрыты, – говорит топ-менеджер одной из российских авиастроительных компаний. – Диалог о возможной кооперации с европейцами ведется уже давно, но сделка ВТБ выводит его на принципиально другой уровень: так или иначе акционерам EADS придется с этим считаться”.

“Теоретически российские представители могут войти в совет директоров и при нынешнем уставе: они могут быть выбраны независимыми директорами, – полагает источник в одной из авиастроительных компаний. – Но EADS – публичная европейская компания, а значит, принятию любого стратегического решения будет предшествовать создание совместных рабочих групп, проработка различных вариантов взаимовыгодного сотрудничество и т. д. На все необходимые мероприятия потребуется значительное время”.

“Переговоры о формах сотрудничества будут продолжены, – соглашается аналитик “Ренессанс Капитала” Марина Алексеенкова. – EADS также заинтересована в его расширении с тем, чтобы укрепить позиции на российском рынке с его более низкими, чем в Европе, издержками”.