Как дают на Западе


Деньгами

“Беспрецедентными” назвал минюст США действия конгрессмена Рэндалла Каннингема, у которого был прайс-лист на взятки. За контракт министерства обороны на $16 млн он просил $140 000 наличными и яхту. За каждый дополнительный $1 млн в контракте нужно было отдать конгрессмену $50 000. Всего Каннингем получил $2,4 млн. В марте 2006 г. его приговорили к восьми годам и четырем месяцам тюрьмы.

Но беспрецедентным его дело уже вряд ли можно назвать. Сейчас в США идет расследование в отношении конгрессмена Уильяма Джефферсона. ФБР сняло на пленку, как он получает от бизнесмена взятку в $100 000 в обмен на помощь в организации бизнеса в Нигерии. Впоследствии $90 000 из этих денег были найдены у Джефферсона в морозильнике. Его подозревают в получении еще $0,4–1 млн.

А в Германии в этом году был арестован начальник отдела информационных технологий финансового регулятора страны BaFin. Вместе с другом он основал консалтинговую компанию, которая с 2003 г. получила заказы на 7,6 млн евро. Часть заказов, которые менеджер делал от имени BaFin, не выполнялась. Деньги за них консалтинговая компания возвращала менеджеру – наличными, автомобилями и телевизорами (всего на 2,6 млн евро).

Услугами

Громкий скандал разразился в Международном олимпийском комитете (МОК). В результате начатого в 1998 г. расследования выяснилось, что власти Солт-Лейк-Сити потратили, по разным оценкам, $3–7 млн, чтобы убедить членов МОК выбрать город столицей зимней Олимпиады 2002 г. Около 20 из 110 членов МОК позволяли членам оргкомитета Солт-Лейк-Сити оплачивать свой отдых, путешествия первым классом и т. д. Жене одного из членов МОК была бесплатно сделана пластическая операция. В результате скандала 10 членов МОК покинули свои посты, еще к 10 были применены дисциплинарные санкции.

Далеко не всегда подобные “стимулы” предназначены чиновникам. В конце августа прокуратура Германии объявила, что расследует дело сотрудников Philips, которые делали подарки менеджерам по закупкам розничных сетей Media Markt, Saturn и др. Чтобы получить дополнительные площади под свои товары, сотрудники Philips дарили ритейлерам часы, деловые костюмы стоимостью до 2500 евро, предметы садовой мебели за 2200 евро. В участии в коррупционной схеме подозреваются 118 человек.

Взяткой может стать и предложение о работе. В 2002 г. сотрудница Пентагона Дарлин Драйан снабжала Boeing данными о заявках конкурентов во время тендера на поставку авиазаправщиков на $20 млрд для ВВС США, а затем перешла в компанию. Ей пришлось девять месяцев провести в тюрьме и семь – под домашним арестом.

Ценными бумагами

Во время бума на фондовом рынке США в конце 1990-х гг. акции технологических компаний считались лакомым куском: в первые дни торгов они вырастали в разы. Но спрос во много раз превышал предложение, и многим розничным инвесторам акции не доставались. Зато инвестбанки, организовывавшие такие IPO, выделяли акции руководителям компаний-клиентов, чтобы те взамен покупали у них инвестиционно-банковские услуги.

Так, Salomon Smith Barney (бывшее инвестбанковское подразделение Citigroup) выделил тогдашнему гендиректору WorldCom Бернарду Эбберсу акции 21 компании; продав их, Эбберс заработал более $11 млн. Например, в апреле 1999 г. Salomon перевел Эбберсу акции Rhythms NetConnections по цене размещения $21 через несколько дней после IPO, когда цена выросла до $90. WorldCom же, пользуясь инвестбанковскими услугами Salomon, заплатила $107 млн в виде комиссионных. Это была не единственная проблема Эбберса – в 2005 г. его приговорили к 25 годам тюрьмы (приписки в бухгалтерской отчетности WorldCom составили $11 млрд).

А сейчас власти США расследуют выдачу опционов топ-менеджерам более чем в 100 компаниях. Их выписывали задним числом, выбирая день, когда цена акций достигала дна, а затем следовал быстрый рост. В 1998 г. Кен Леви, председатель совета директоров производителя оборудования на полупроводниках KLA-Tencor, разом положил в карман $6 млн, исполнив такой опцион. В 1994–2001 гг. он 10 раз получал опционы накануне резкого скачка цен. В июле были предъявлены первые обвинения. По утверждению прокуроров, три топ-менеджера интернет-провайдера Brocade Communications Systems в 2000–2004 гг. “рутинно начисляли опционы задним числом” и фальсифицировали отчетность, чтобы создать видимость их выдачи по рыночным ценам.