Только ВЭБ


Консолидация банков не состоялась, констатирует Наталья Орлова из Альфа-банка, и теперь группы лоббистов будут бороться за свой кусок госинвестиций. Банк развития, как сейчас ВЭБ, останется в орбите влияния Минфина, поэтому Минэкономразвития решил сохранить под своим контролем РосБР, полагает Михаил Матовников из рейтингового агентства “Интерфакс”. На взгляд депутата Думы Владислава Резника, РосБР и Росэксимбанк на втором этапе все-таки войдут в госкорпорацию: “Сейчас технически легче создать Банк развития без них”. В Казахстане, напоминает Орлова, в цепочке с Банком развития – страховая корпорация, венчурная компания, экспортно-импортный банк. Каждый из них на три года вперед по месяцам знает приоритетные проекты и свою роль в них. “У нас нет ни такой системы, ни подробных программ, ни промышленной политики в целом”, – заключает Орлова.

В январе Владимир Путин распорядился учредить до конца года Российский банк развития с капиталом $2,5 млрд. К тому времени в правительстве уже находился проект создания госкорпорации на базе ВЭБа: предлагалось включить в состав корпорации его “дочку” Росэксимбанк и принадлежащий правительству РосБР. Чиновники спорили, войдут ли банки в холдинг как самостоятельные юрлица или ВЭБ поглотит их. За первый вариант выступало Минэкономразвития, второй отстаивали ВЭБ и Минфин.

Минэкономразвития направило в правительство проект закона “О Банке развития” в сентябре. “Чтобы успеть с поручением президента и обойти острые углы, пришлось ограничиться одним ВЭБом, который будет реорганизован в Банк развития”, – рассказал чиновник правительства. В стороне оставлены размер капитала нового банка и будущее РосБР и Росэксимбанка, говорит он и предполагает, что РосБР может быть приватизирован с направлением выручки в уставный капитал Банка развития, а Росэксимбанк, возможно, станет финансовым институтом национального агентства поддержки экспорта.

Банк развития – госкорпорация и не подлежит контролю ЦБ. Банк не отвечает по долгам государства, а государство несет дополнительную ответственность по облигациям, выпущенным им. Прибыль Банка не распределяется, она направляется на стимулирование инвестиционного процесса в стране. Банк займется финансированием на 5–10 лет инфраструктурных и инновационных проектов государства, а также инвестпроектов в приоритетных отраслях, говорится в законопроекте.

За Банком развития сохранятся полномочия агента по внешним долгам правительства и управления пенсионными вкладами.

Основные направления деятельности и структуру Банка развития будет утверждать наблюдательный совет. В него войдут по шесть представителей от президента и правительства, в том числе назначенный президентом гендиректор банка.

Основные показатели работы Банка развития, количественные ограничения на привлечение займов, лимиты, порядок и сроки предоставления займов, принятие поручительств – все эти параметры появятся после принятия закона в Меморандуме о финансовой политике Банка развития, который будет утвержден постановлением правительства.

Нельзя, чтобы Банк развития выпускал облигаций, сколько надумает, объем эмиссии должно определять правительство, утверждает руководитель ФСФР Олег Вьюгин. Замминистра финансов Антон Силуанов указывает на необходимость технико-экономического обоснования принципов деятельности и размеров уставного капитала. Нет описания последствий изменения статуса ВЭБа, не решен вопрос, быть ли Банку безубыточным или малоприбыльным, говорит Силуанов.

В Минэкономразвития от комментариев отказались. Госкорпорация не относится к банковским учреждениям и на лицензию не претендует, сказал представитель ЦБ. В РосБР от комментариев отказались, а в Росэкимсбанке получить их не удалось.