Девятый круг гламура


Любимый везде, и в России тоже, сериал «Секс в большом городе» пришелся у нас ко двору неслучайно. Кроме всего прочего, этот остроумный и тонкий телепродукт живописал процесс, охвативший наших соотечественников в последнее десятилетие и не отпустивший до сих пор: неизбежное столкновение с загадочной вселенной гламура. До сих пор самые расхожие версии текстовой программы Word подчеркивают это слово как несуществующее в словаре, однако в версиях нового поколения, можно не сомневаться, слово «гламур» войдет в число наиболее часто употребляемых. Ибо всем теперь известно: «гламурный» – значит блестящий. И не потому, что хорош, а потому, что ярко блестит. Гламурный клуб всегда ограничен и разделен на касты. Эти касты – что круги ада у Данте, пройти их все может лишь кто-то очень одаренный. Большинство останавливаются на полпути или поворачивают назад, как героиня нового фильма «Дьявол носит Prada».

«Секс в большом городе» вспомнился неслучайно: режиссер Дэвид Франкел в большом кино практически неизвестен, а вот на телевидении он звезда, которому упомянутый сериал, в частности, и обязан заоблачными рейтингами. Франкел – режиссер шести серий, среди которых нет, увы, той самой, где Кэрри Брэдшоу пробует свои силы на страницах одного из ведущих модных журналов… чтобы обнаружить: она, видный журналист и литератор, для этого издания недостаточно хороша! То есть как бы хороша она ни была, она недостаточно vogue (считайте совпадение этого термина с названием известного издания случайным). Обнаружив свое несоответствие умозрительным критериям, человек теряется и оказывается беззащитным перед гламурной гидрой. Многие журналисты, включая автора этих строк, сталкивались с такой ситуацией, когда толстенное ежемесячное и неправдоподобно богато иллюстрированное издание требовало от них включения в эту неведомую парадигму. А как стать гламурным? Этого словами не объяснить, тут надо подключать интуицию.

Это не лирическое отступление, а описание центрального конфликта картины Дэвида Франкела «Дьявол носит Prada»: яркой, смешной и не вполне поверхностной истории, по многим статьям превосходящей одноименный раскрученный бестселлер (как и в случае с «Сексом в большом городе»). Сюжет строится на чисто фаустовском конфликте. Молодая амбициозная журналистка, которая не знает, со сколькими b пишется Gabbana, чудом оказывается на работе, «за которую бы отдали жизнь миллионы девушек»: становится сперва секретарем, а затем персональным ассистентом всемогущей Миранды Пристли, главного редактора журнала Runway. Симпатичная большеглазая Энн Хэтауэй, сносившая все платьица из слащавых «Дневников принцессы» и вступившая в более взрослую фазу, идеально подходит на роль искушаемой. А суровый искуситель здесь – Мерил Стрип, сыгравшая одну из лучших ролей своей богатейшей карьеры (хотя и трудно поверить в это, помня о ее рекордных 13 номинациях на «Оскар»). Коррупция гламуром и коррозия блеском продемонстрированы в этом фильме столь язвительно и смешно, что под конец становится жутко. В самом деле, куда годятся доморощенные чудеса Мефистофеля, покатавшего Фауста на летающей колеснице, перед чудом, совершаемым здесь, – добыть в рукописи седьмой том «Гарри Поттера»?

Гламур, искушение туманное и потому привлекательное, показан здесь с безжалостной ясностью. Не то чтобы кто-то после просмотра подобной комедии откажется спускаться в гламурную преисподнюю; но по меньшей мере он будет отдавать себе отчет в том, куда именно спускается.

С 5 октября, «5 звезд», «Пушкинский», «Ролан»