Работа взаймы


Заемный труд как бизнес-практика возник в 1950-е гг. в США, рассказывает гендиректор российского подразделения Kelly Services CIS Екатерина Горохова. Американская штаб-квартира этой компании в прошлом году составила прогноз, согласно которому в ближайшие полвека на временные контракты перейдет более 50% трудоспособного населения земли. Люди, работающие по временным контрактам, формально числятся в штате рекрутинговой компании. Поэтому компания, которая пользуется такими услугами, может очень гибко относиться к заемной рабочей силе. “Сегодня вам нужно 10 водителей, завтра – два, а через месяц – пять, вам не нужно их искать, а потом думать, как от них избавиться”, – поясняет Анна Черных, директор направления лизинга персонала кадрового агентства “Анкор”.

В штате российского подразделения американского рекрутингового агентства Manpower числится более 5000 человек, столько же в Kelly Services CIS, в “Анкоре” – 4000. Потребность в заемном труде растет семимильными шагами. “С 2000 г. спрос ежегодно растет на 40–50%”, – отмечает Горохова. С этой оценкой согласен и Владимир Юткин, гендиректор Manpower в России.

Однако в России временный труд – удел скорее “синих воротничков”. “Это работники невысокой квалификации – водители, горничные, ассистенты и прочие, они составляют десятую часть от общего количества сотрудников”, – говорит Наталья Петровичева, HR-менеджер представительства Royal Dutch Shell, которое пользуется заемным трудом с 2001 г. Галина Вайсбанд, директор по персоналу группы компаний “Альфастрахование”, не раз обращалась в кадровые агентства с заявкой срочно подобрать какое-то количество работников. “В каждой компании может случиться аврал, вызванный бизнес-проектом, а возможно, и жизненной ситуацией, например переездом в новый офис”, – отмечает Вайсбанд. По ее словам, заемный труд очень выгоден для компаний – нет необходимости увеличивать штат.

Квалифицированные специалисты такими контрактами не увлекаются. По данным Kelly Services CIS, 25% пятитысячной армии временных сотрудников, числящихся в агентстве, имеют высшее образование и владеют иностранными языками. Чаще всего “это молодые люди до 30 лет, которые не боятся перемен”, говорит Юткин из Manpower: работа по аутсорсингу позволяет им набраться опыта в разных компаниях из разных отраслей экономики. Чаще всего используется заемный труд IT-специалистов. “Не каждой компании по карману содержать дорогих программистов, гораздо эффективней приглашать их для реализации конкретных проектов”, – поясняет Юткин.

Услуга по предоставлению временного персонала могла бы развиваться гораздо интенсивней, имей она под собой правовую базу, уверен Анатолий Купчин, генеральный директор рекрутингового агентства “Контакт”. “Постулат советского времени “труд не является товаром, значит, его нельзя продавать” плавно перешел в современное трудовое право, – отмечает Павел Логинов, старший юрист компании DLA Piper. – Поэтому когда сотрудник одной компании направляется в другую – для временных работ, т. е., по сути, происходит торговля трудом, то это противоречит базовому принципу”. Так что в России не существует юридически безупречных схем оформления отношений по заемному труду, утверждает он. Известны случаи, когда сотрудник, оформленный в штат кадрового агентства, через суд доказывал, что он находился в трудовых отношениях с той компанией, где фактически работал. Это сводит на нет важное преимущество временного сотрудника для работодателя – возможность его произвольно уволить.