Италию испугал Сахалин


Давление на западные энергокомпании вынудило Eni отложить подписание соглашения об обмене активами с “Газпромом”, заявил вчера гендиректор Eni Паоло Скарони. “Определенно, когда мы видим проблемы, с которыми сталкиваются наши коллеги, работающие в России, это является причиной для раздумий, поскольку мы не хотим выходить на рынок нефти и сталкиваться с проблемами, которые обнаруживают эти господа”, – заявил вчера Скарони, слова которого цитирует Reuters. Eni ведет с “Газпромом” переговоры об обмене активами, объявлена и дата подписания соглашения – 15 октября. “Eni готова сотрудничать с “Газпромом” на газораспределительных рынках не только в Италии, но и в других странах. Но взамен мы рассчитываем разрабатывать совместно с ним месторождения в России – как газовые, так и нефтяные”, – рассказывал в недавнем интервью “Ведомостям” Скарони.

Проблемы, о которых упомянул Скарони, есть у участников проекта “Сахалин-2” – Royal Dutch Shell (55%-ная доля в проекте), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Росприроднадзор обнаружил множество нарушений в его работе и теперь грозит остановить его. Кроме того, чиновники не хотят утверждать увеличение затрат на реализацию проекта с $12 млрд до $20 млрд, о необходимости которого еще в прошлом году объявила Sakhalin Energy. Вчера масла в огонь подлили два высокопоставленных госчиновника. “Пока далеко не по всем расходам [“Сахалина-2”] есть “должное обоснование”, имеются “существенные позиции, по которым увеличение необоснованно”, заявил вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф. Начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович выразился еще более резко. “Было ясно, что российская сторона никогда на это не пойдет”, – цитирует его “Интерфакс”.

Высказывание Скарони может означать, что ситуация вокруг “Сахалина-2” заставила позитивно настроенных к России инвесторов пересмотреть свои взгляды на работу в нашей стране, считает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Их напугало, что Россия решила пересмотреть собственные правила игры, установленные в 90-х гг., и успокоить ситуацию можно, лишь восстановив гарантии сохранности инвестиций, считает Макаркин. “Мы готовы слушать иностранные компании. Но они пытаются выжать все соки из государства, и государство защищает свои интересы, – не согласен высокопоставленный чиновник. – Мы не отказываемся от своих обязательств, но они должны вести себя прилично”.

Возможно, Eni пытается выторговать себе более выгодные условия сотрудничества, а проблемы “Сахалина-2” играют второстепенную роль, допускает руководитель аналитического отдела ИК “Велес-Капитал” Михаил Зак. Переговоры между “Газпромом” и Eni идут непросто, рассказывал ранее “Ведомостям” источник, близкий к концерну. “Газпром” хотел бы получить доступ к газораспределительным активам в Италии, причем желательно контрольную долю. Итальянцы, в свою очередь, рассчитывают передать партнеру активы в третьих странах, причем небольшие доли. Вчера итальянское агентство Ansa сообщило, что переговоры зашли в тупик и 15 октября никаких документов подписано не будет. Представители “Газпрома” утверждают, что соглашение будет подписано в объявленные сроки. “Не знаем, что у них [Eni] за проблемы в России”, – разводит руками менеджер монополии.

Представитель одного из западных мейджоров признает, что все нападки российских чиновников ничто по сравнению с терактами в Нигерии, с которыми сталкивается Shell. “Крупнейшие нефтяные компании работают в Африке, Колумбии и других не самых безопасных местах – это выгодно. Поэтому и из России никто из них добровольно не уйдет”, – заключает представитель одного из мейджоров. В Shell и Eni не смогли прокомментировать ситуацию.