Генеалогия по Бендеру


Театр “Русский балет” относится к тем многочисленным московским балетным труппам, что обитают на задворках профессиональной жизни: ютятся где придется, время от времени обкатывают в родном городе набор из конвертируемых хитов Петипа, чтобы отбыть с ними в настолько дальнее зарубежье, что слухи оттуда не долетают до российской столицы. Между тем с первой же секунды юбилейного вечера организаторы концерта постарались дать понять, что миссия театра – быть хранителем чести и достоинства русского балета.

Подобные амбиции даже от академических театров требуют титанических усилий. Выбраться из постоянной резервации в Кузьминках на Новую сцену Большого театра, пристроить на задник и кулисы живописные изображения версальских кущ и врубить громоподобную фонограмму – далеко не самое большое из них. Гораздо сложнее заставить коллег (а именно они вместе с чиновниками и оказались в роли зрителей, не заполнив даже партера) поверить в то, что труппа, пополняющаяся за счет отбракованных ведущими театрами кадров, имеет право не только танцевать классику, но и принять на себя претенциозно-требовательное имя “Русский балет”.

Руководитель театра Вячеслав Гордеев с самого начала вечера не стал скрывать недостатки своих артистов. Наоборот, он позволил им выйти перед публикой в хрестоматийных фрагментах. В то время как современные Одетты, разделив на четырех балерин легендарное Белое адажио из “Лебединого озера”, сцепив зубы, пытались воспроизвести мерные переливы кантилены Льва Иванова, на заднике тот же самый фрагмент танцевала Марина Тимофеевна Семенова. Затем трюк повторили несколько раз, заставив артистов соревноваться с записями Мессерера, Улановой, Стручковой, в то время как радиоголос Гордеева с напором повествовал о том, как все эти гении танца были счастливы сотрудничать с “Русским балетом”.

Однако эффектным генеалогическим древом, достойным Остапа Бендера, дело не ограничилось. Во втором отделении были собраны немногочисленные приглашенные звезды, чьи выступления встроились в программу хореографии “от Петипа и Горского до Гордеева”. Солисты Английского национального балета Мария Кочеткова и Йосвани Рамос и новое чудо-приобретение Большого театра Иван Васильев, точно справившись с определенной им функцией, танцевали надежно. Но, словно боясь подчеркнуть, что приглашающую сторону с русским балетом связывает троюродное родство, блеск свой берегли для других случаев. И только Лариса Лежнина, экс-солистка Мариинского театра, выступала со странной на этом фоне испепеляющей самоотдачей. Ничем не поражающий перечень банальностей на вагнеровскую музыку из “Тристана и Изольды” со своим партнером Алтином Кафтира она танцевала так, будто от этого исполнения зависела судьба вселенной. Именно так выглядит настоящий русский балет. Вот только Лежнина представляла на юбилейном вечере Национальный балет Нидерландов.