Израилю ответил Фрадков


Контроль за экспортом российского легкого и стрелкового оружия (ЛСО) ужесточен и отныне регулируется специальным положением, опубликованным вчера на сайте правительства. Эти меры коснутся стрелкового оружия, включая пулеметы, гранатометы, а также переносные противотанковые и зенитные ракеты. Для предотвращения перепродажи ЛСО незаконным вооруженным формированиям, террористам и странам, находящимся под санкциями ООН, российские ведомства и спецслужбы должны в случае подозрений запрашивать у покупателей сведения о его состоянии. При необходимости Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) должна проводить контроль за арсеналами на месте. Пункт о таком контроле отныне должен быть во всех контрактах о поставках оружия, за исключением особых случаев, когда поставки осуществляются в военно-политических или экономических интересах России. В случае выявленных нарушений ФС ВТС выносит предложения о прекращении сотрудничества с таким импортером.

Постановление правительства – реакция на жалобы Израиля в связи с тем, что Сирия передала ливанской организации “Хезболла” противотанковые ракеты “Корнет”, говорит Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Ими обстреливали израильские танки во время летней войны в Ливане. Поначалу израильтяне не смогли предъявить фотографии захваченных “Корнетов”, но в конце сентября они появились в СМИ. Кроме того, на прошлой неделе министр обороны Сергей Иванов обвинил восточноевропейских членов НАТО (намекая на Болгарию и Чехию) в том, что они поставляют советское оружие в Грузию вопреки обязательствам не передавать оружие третьим странам. Ужесточение контроля должно продемонстрировать решимость предотвращать реэкспорт этого оружия недружественным странам, полагает Макиенко.

Но, по словам источника, близкого к “Рособоронэкспорту”, главный адресат нового документа – США. “Весь последний год американцы ставят вопрос об ужесточении режима поставок ЛСО, поскольку именно это оружие несет наибольшую угрозу их оккупационным войскам в Ираке и Афганистане”, – говорит источник. В любом случае это полезно России с имиджевой точки зрения, говорит эксперт по распространению ЛСО Максим Пядушкин. Во всем мире идет активная кампания по борьбе с нелегальным оборотом этого оружия наподобие кампании 90-х гг. по запрету противопехотных мин и оставаться в стороне от нее несовременно, отмечает Пядушкин.