Члены династии


Первые репертуарные оркестры в джазе возникли тогда, когда начали уходить из жизни крупнейшие бенд-лидеры, после которых, как правило, оставалась тьма роскошных партитур, отмеченных неповторимым «фирменным» стилем композиции и аранжировки. Так появились несколько коллективов, заботливо, словно дети лейтенанта Шмидта, разделивших географические зоны влияния: оркестр Гленна Миллера (лидер погиб в 1944-м), оркестр Дюка Эллингтона (мэтр умер в 1974-м) и оркестр Каунта Бэйси (скончался в 1984-м). Но самый влиятельный репертуарный коллектив объединен именем и музыкой Чарльза Мингуса (1922–1979) – первоклассного контрабасиста бибоповой эры, одного из крупнейших джазовых композиторов и... легендарного скандалиста по прозвищу Сердитый Человек Джаза.

После смерти Мингуса осталось множество его партитур, заботливо каталогизированных и сохраненных музыковедами. Вдова басиста Сью Мингус решила, что пропадать добру не следует, и наняла лучших нью-йоркских джазовых солистов для создания оркестра, который играл бы музыку покойного Чарльза, – The Mingus Big Band.

Принцип формирования оркестра необычен. Каждое из 14 мест в нем может быть занято одним из двух-трех регулярных участников, что позволяет музыкантам и поддерживать карьеру гастролирующего и записывающегося сайдмена, и постоянно работать в одном из самых авторитетных нью-йоркских джазовых оркестров: в активе Mingus Big Band три номинации на Grammy и более десятка званий «Биг-бенд года» по самым разным версиям (опросы журнала Down Beat, премия Ассоциации джазовых журналистов и т. п.). Новичков выбирают голосованием всех регулярных участников. Но на работу принимает Сью Мингус, утверждающая решение музыкантов.

Двое из постоянных участников оркестра – русские, выпускники Академии им. Гнесиных. Трубач Александр Сипягин пришел в 1995-м, тремя годами позже к нему присоединился контрабасист Борис Козлов. Оба давно живут в Нью-Йорке, видали всякое, но не разменялись на ресторанные халтуры, а добились высшей степени признания профессиональным джазовым сообществом.

Со временем к полноразмерному оркестру, который играет главным образом еженедельные концерты в Нью-Йорке, добавился малый состав – септет The Mingus Dynasty. Он мобильнее биг-бенда и в год дает более полусотни концертов на выезде. В нынешнем составе «Династии Мингуса» кроме двух музыкантов из России колоритный поющий тромбонист «Ку-Умба» Фрэнк Лэйси, два опытных саксофониста Уэйн Эскоффери и Крэйг Хэнди, пианист Джордж Коллигэн и барабанщик Доналд Эдвардс. «Внутри оркестра все друг у друга работают в сольных проектах, – рассказывает Сипягин. – Каждый занимается собственным творчеством, приглашая в партнеры друзей. Боря Козлов сыграл на трех моих дисках, выступает в квартете у Фрэнка Лэйси и так далее». Борис Козлов поясняет: «Порой мы меняем друг друга, чтобы поехать в турне с другими партнерами, сменить атмосферу, получить новый импульс». Так поддерживается высочайшая форма The Mingus Dynasty, которую предстоит оценить москвичам, – форма, вполне достойная репертуара, ради которого и создан ансамбль: подлинного нотного текста великого Чарльза Мингуса.

21–23 октября, The Mingus Dynasty, Le Club, В. Радищевская ул., 21, тел. 915 10 42