Кино для Казахстана


Замгендиректора сети “Киномакс” Ирина Туманова рассказала “Ведомостям”, что сейчас идут переговоры “об аренде коммерческих площадей в торгово-развлекательных комплексах Астаны и Алма-Аты”. Туманова уточнила, что до 2008 г. “Киномакс” надеется открыть в казахстанских городах от четырех до шести мини-плексов по четыре-пять залов каждый. Затраты на экспансию она оценивает в $10 млн. Частично это будут кредитные средства – возможно, Газпромбанка, с которым “Киномакс” уже сотрудничал. Кредит Газпромбанка, например, помог “Киномаксу” открыть кинотеатр в Казани.

Планы “Киномакса” на Казахстан подтвердил консультант Colliers International KZ Андреас Баринов. Он уточнил, что торгово-развлекательным комплексом в Алма-Ате, с владельцами которого ведет переговоры “Киномакс”, интересовалась и другая российская киносеть – “Кронверк-Синема”. Гендиректор управляющей сетью “Кронверк-Синема” компании “Эпос” Эдуард Пичугин подтвердил, что планы выхода на казахстанский рынок у компании есть, но конкретизировать информацию отказался.

Других участников кинорынка планы “Киномакса” не удивляют – на рынок Казахстана российские сети смотрят давно. “Казахстанские девелоперы сейчас активно предлагают свои проекты российским киносетям”, – рассказывает акционер “Титаник-Синема” Евгений Миропольский. Гендиректор сети “Формула кино” Андрей Терешок признался, что его компания рассматривает несколько подобных предложений. Получали предложения от казахстанских девелоперов и в “Синема-Парке”, но, как объяснил заместитель гендиректора сети Кирилл Иванов, пока выходить на новый рынок сеть не планирует.

По словам гендиректора “Невафильма” Олега Березина, “кинорынка как такового в Казахстане пока нет, но есть все предпосылки для его появления”. “Алма-Ата считается городом развлечений с большой аудиторией молодежи”, – рассуждает Березин. А Влад Калабин из издания “Кинобизнес сегодня” считает, что по-настоящему значимым кинорынком постсоветского пространства сейчас является только Украина. “На остальное СНГ, включая Казахстан, Молдавию, Белоруссию, в целом приходится где-то 5% от российского бокс-офиса”, – говорит Калабин. По прогнозу Pricewaterhouse Coopers, российский бокс-офис в 2006 г. составит $382 млн. Отдельных данных по сборам, посещаемости и количеству экранов в Казахстане нет, говорят оба эксперта. Как утверждает директор кинопроката алма-атинского кинотеатра Silk Way Cinema Муслим Чингужинов, за последние пять лет посещаемость казахских кинотеатров выросла как минимум на 40%. “И в Алма-Ате, и в Астане хорошая заполняемость кинотеатров, у нашего рынка есть потенциал”, – говорит Чингужинов.

По оценке Тумановой, свои инвестиции “Киномакс” сможет вернуть в первые четыре года работы на новом рынке. Замгендиректора сети “Синема-Парк” Кириллу Иванову такая оценка кажется реальной. “Формат мини-плексов “Киномакса” подходит Казахстану, кроме того, на первом этапе сеть будет развиваться в условиях практически полного отсутствия конкуренции”, – аргументирует он свою точку зрения. При этом Иванов отмечает, что на казахстанском рынке “Киномакс” ждут и трудности, а именно отличное от России законодательство и меньший доход на душу населения. Проблемы могут возникнуть из-за особенностей местной бухгалтерии и отсутствия опыта взаимодействия с местной властью, добавляет Пичугин из компании “Эпос”.