Радости света


Когда три года назад на московской сцене появился оркестр Pratum Integrum, сразу стало понятно – на поприще аутентичного исполнительства возникло нечто принципиально новое.

Удивляло, во-первых, то, что это не просто собрание энтузиастов, а частная фирма: оркестр создали люди бизнеса, когда-то получившие музыкальное образование. Во-вторых, стиль оркестра идеально выразил то отношение к старинной музыке, которое стало складываться у нас в 2000-е.

Раньше аутентизм был частью андеграунда. Основоположник-клавесинист Андрей Волконский – одновременно композитор-авангардист. Алексей Любимов и Татьяна Гринденко полжизни отдали новой музыке в ее разных проявлениях – от ультрамодернизма до рока. И даже Андрей Решетин, основатель Оркестра Екатерины Великой, – бывший скрипач группы «Аквариум». Одной из платформ, на которой старинная музыка сближалась с альтернативой, было понимание искусства как религии. Музыканты ощущали себя кругом посвященных и узнавали друг друга по выражению лиц.

В 2000-е годы этот кодекс перестал был обязательным.

А появление Pratum Integrum вообще ввело новый фейс-контроль. Облик молодого оркестра – подчеркнуто светский, праздничный, лощеный. Манера игры – экстравертная, блестящая. Мастерство музыкантов – отточенное. Идеал искусства – перфекционизм. Идеал восприятия – наслаждение.

Конечно, за кадром остается черная работа, в том числе исследовательская. На открытии сезона как раз предстанут некоторые ее результаты. Программа называется «По гамбургскому счету», ведь композитор Георг Филипп Телеман (1681–1767) прославился как раз в Гамбурге.

Когда умер Бах, в некрологе покойного похвалили за то, что он писал увертюры «во вкусе Телемана».

В программе Pratum Integrum увертюры самого композитора и его концерты, где будут солировать флейты, скрипки, гобои и фагот.

Некоторые из этих опусов до сих пор не изданы даже в Европе; художественный руководитель Pratum Integrum Павел Сербин получает копии манускриптов из библиотеки в Дармштадте. На Телемане оркестр уже успел поднатореть: оба диска с его музыкой, записанные по технологии Super Audio CD, были отмечены премиями специальных европейских журналов.

21 октября, Дом музыки, Камерный зал, Космодамианская наб., 52, стр. 8, тел. 730 10 11