Государство поможет РЖД


В 2001 г., готовясь к реформе МПС, налоговики выяснили, что ряд подразделений министерства задолжали бюджету почти 31 млрд руб. Чтобы не тормозить железнодорожную реформу, правительство в декабре 2001 г. решило реструктурировать долги железнодорожников. Оно постановило, что в 2002–2006 гг. ежегодно МПС, а потом РЖД должны платить по 17% от суммы основного долга. В 2007 г. – выплатить все, что останется от этой суммы. А в течение 2008–2011 гг. – ежегодно гасить по 25% от суммы начисленных пеней и штрафов. При этом правительство также решило, что если железные дороги погасят основной долг досрочно, то смогут рассчитывать на полное или частичное списание пени и штрафов.

РЖД решила поторопиться и погасила основное тело долга уже в 2004 г., на три года опередив график. Уже тогда компания сообщила в своем отчете по МСФО, что выполнила все обязательства перед бюджетом и рассчитывает на списание оставшихся за ней 20,7 млрд руб. пени и штрафов, подросших со времен правительственного постановления.

Вышло так, как хотела РЖД. Почти треть этих долгов – 7,6 млрд руб. – налоговики списали компании в течение 2005 г., говорится в опубликованной вчера отчетности компании по МСФО за минувший год. За РЖД остались еще 13,1 млрд руб. Но компания рассчитывает на списание и этой суммы, говорится в документе. Старший вице-президент РЖД Федор Андреев надеется, что ФНС сделает это до конца нынешнего года. Все необходимые договоренности на этот счет с чиновниками уже есть, сказал он “Ведомостям”. Получить комментарии ФНС и Минфина вчера не удалось. Замминистра экономического развития, член совета директоров РЖД Андрей Шаронов от комментариев отказался. Другой член совета директоров монополии – замминистра транспорта Александр Мишарин заверил “Ведомости”, что его министерство полностью поддерживает РЖД, и не исключает успешного завершения давней истории с долгами МПС уже в этом году.

Впрочем, совсем внакладе государство все равно не останется. В 2005 г. 7,6 млрд руб., “прощенных” налоговиками РЖД, никакими налогами не облагались. Хотя эта “прибыль от прощения” была отражена в отчетности, указывает РЖД. Но с 2006 г. налоговое законодательство поменялось. Так что в этом году, получив прибыль от списания долга, РЖД придется заплатить государству 24%-ный налог на прибыль (3,14 млрд руб.). Оставшиеся после этого 9,96 млрд руб. добавятся к фактической чистой прибыли компании – 10 млрд руб. по РСБУ, как прогнозирует сама РЖД. И с получившихся 20 млрд руб. РЖД по собственной дивидендной политике должна будет заплатить государству минимум 10%, т. е. еще 2 млрд руб.

Андреев уверяет, что компания к этому готова. Правда, эксперты его уверенности не разделяют. РЖД, как и раньше, скорее всего, придумает, как уговорить государство на меньшие выплаты, считает директор Dars Consulting Сергей Становкин. Впрочем, чиновники простят монополии и это, ведь реформа идет полным ходом и перед выделением перевозочного бизнеса РЖД действительно лучше “почистить” баланс, заключает он.