“Газпром” судам не верит


“Газпром” включил отечественную судебную систему в перечень рисков для покупателей своих еврооблигаций. В меморандуме к программе выпуска еврооблигаций на $15 млрд компания сообщает, что инвестиционные соглашения подпадают под юрисдикцию Британии и подлежат рассмотрению в Лондонском международном арбитраже. Тем не менее, предупреждает “Газпром”, “при исполнении арбитражных решений в России могут возникнуть трудности, связанные с неопытностью российских судов в международных коммерческих транзакциях, официальным и неофициальным политическим сопротивлением исполнению решений против российских компаний, неспособностью российских судов обеспечить исполнение решений и коррупцией”.

Сотрудник “Газпрома” утверждает, что компания и раньше давала такую характеристику российской системе в тех документах, в которых обязана уведомить инвесторов обо всех гипотетических рисках. А в этом инвестмеморандуме, например, в разделе “социальные риски” указано, что российские журналисты нередко берут деньги за публикации. “Это стандартные обороты, – уверяет сотрудник “Газпрома”. – Но что касается судов, это правда, и вряд ли кто-то будет с этим спорить”. В разделе “риски” приводится исчерпывающий и жестко сформулированный перечень рисков, а “Газпром” отметил в своем меморандуме то, о чем и так всем известно, подтверждает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин.

Обвинять судей огульно нельзя, возражает юрист крупной нефтяной компании и добавляет, что его корпорация подобных заявлений никогда не делала. Он удивляется опасениям “Газпрома”: “Сейчас в судах решающим является административный ресурс, а с этим у монополии все в порядке”. Адвокат коллегии “Юков, Хренов и партнеры” Евгений Ращевский считает заявление “Газпрома” перестраховкой: “Почему бы не упомянуть о рисках на тот случай, если инвесторы считают российскую судебную систему неэффективной?” Хотя источник, близкий к одной из крупных компаний, напоминает, что и “Газпрому” приходилось проигрывать важные для него процессы – например, ему запретили перекрывать подачу газа Кирово-Чепецкому химическому комбинату.

С точки зрения инвесторов, неэффективность отечественного правосудия – факт. В 2006 г. в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума, составляемом на основании опроса 11 000 топ-менеджеров компаний, работающих в 125 странах, Россия заняла 110-е место по уровню независимости судебной системы. А во время недавней встречи юристов крупнейших российских компаний с председателем ВАС Антоном Ивановым зампред правления компании “Интеррос” Кирилл Паринов прямо заговорил об утечке капиталов из-под юрисдикции российских судов.

Но судьи не согласны с обвинениями в неопытности, ангажированности и коррупции, брошенными в их адрес. “Подобные заявления не подкреплены ни доводами, ни статистикой. Наши суды рассматривают дела с участием иностранных лиц уже 11 лет, до 2000 дел в год”, – возражает судья Высшего арбитражного суда (ВАС) Татьяна Нешатаева. Она напоминает, что отсутствие двусторонних соглашений не помешало российским судам исполнить решения иностранных судов, принятые в пользу акционеров ЮКОСа. “В последнее время российская арбитражная система работает очень последовательно. И устраняет неясности, которые могут стать основой для злоупотреблений – как со стороны бизнеса, так и судей”, – отмечает Нешатаева. “Подобные заявления предполагают наличие фактов и аргументов, подтверждающих каждое из высказанных обвинений. Мы очень надеемся, что “Газпром” поделится ими с нами”, – добавляет руководитель пресс-службы ВАС Анна Ковалева.

Неуважение к национальной судебной системе сформировали сами крупные корпорации, констатирует партнер юридической фирмы “Русские эксперты” Александр Шмаков. “В свое время они развратили суды, сделав их инструментом в корпоративных войнах, – напоминает он. – В итоге мы имеем гигантское неуважение к своей судебной системе. Гарантией чистоты сделки стало английское право, а сельскому суду на Кипре доверяют больше”.