Манящие “префы”


В 1997 г. привилегированные акции некоторых российских эмитентов торговались с дисконтом до 60% к обыкновенным, вспоминает стратег “Ренессанс Капитала” Ованес Оганисян. В начале 2006 г. эта цифра в среднем по рынку достигла 16%, но затем стала расти и сейчас составляет 33%, несмотря на то что ликвидность “префов” заметно не менялась. “Последние пять месяцев мы наблюдали следующую картину: “префы” падали наряду с остальными акциями, но не “отрастали” в отличие от наиболее ликвидных бумаг”, – соглашается старший аналитик по инвестиционной стратегии Deutsche UFG Алексей Заботкин.

Одна из главных причин – низкая ликвидность “префов”, говорит Оганисян. Впрочем, продолжает он, это утверждение не относится к “префам” “Сбера” и “Сургутнефтегаза”, ведь их ликвидность выше, чем у многих “голубых фишек”. Так, объем торгов привилегированными акциями Сбербанка зачастую лишь втрое меньше объема торгов обыкновенными, а в случае с нефтяной компанией – разница на порядок. Аналитики “Ренессанса” полагают, что такие “префы” стоит покупать, пока они дешевле обыкновенных акций. Дисконт привилегированных акций “Сургутнефтегаза” в течение года повысился с 19% до 36%, а Сбербанка – с 10% до 29%. “Они будто сами кричат, что их надо покупать!” – указывает Оганисян, оговариваясь, что остальные “префы” надо рассматривать персонально. В качестве другого примера аналитик называет приватизированные “дочки” “Связьинвеста” при условии, что те и в будущем порадуют акционеров неплохими дивидендами.

Рекомендация покупать “префы” традиционна для аналитиков в ситуации, когда увеличивается разрыв между ними и обыкновенными акциями, говорит вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. Например, Deutsche UFG месяц назад обратила внимание на “префы” “Сургутнефтегаза”.

Вложения в привилегированные акции могут обеспечить их владельцам неплохой доход как за счет повышения рыночной стоимости, так и за счет дивидендов, говорит Оганисян. Чем менее волатильным будет рынок, тем меньше будет “дискриминация” “префов” со стороны инвесторов, уверен Заботкин. “Мы ожидаем, что в течение 3–6 месяцев дисконты вернутся на уровни марта – апреля”, – говорит он. А Суверов полагает, что интерес к “префам” могут повысить сами эмитенты. Например, если компании ряда отраслей, в частности энергетической, обменяют обыкновенные акции на “префы”, говорит он.