Продавай нижегородское


Правительство Нижегородской области подготовило проект соглашения с крупнейшими сетевыми компаниями, согласно которому порядка 70% товаров на прилавках их магазинов должна составить продукция нижегородских производителей, сообщил и. о. министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Александр Абрамов. По словам заведующей сектором маркетинговых услуг министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Светланы Главинской, сейчас доля нижегородских товаров в сетях не превышает 50%.

Минсельхоз области уже провел предварительные переговоры с компаниями Auchan, Metro, “Карусель”, “Перекресток”, рассказала Главинская и добавила, что ритейлеры согласились с пожеланиями чиновников.

Определять нижегородских поставщиков будут сами сетевые компании. Контролировать присутствие продукции в магазинах и ее качество поручат специальной комиссии при облправительстве. В нее войдут представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Госветнадзора, минсельхоза и ОБЭП, сообщила Главинская.

Мнения участников рынка об инициативе властей разделились.

Руководитель отдела правительственных и внешних связей Metro Cash & Carry Оксана Токарева подтвердила переговоры представителей компании с чиновниками администрации. По ее словам, компания участвует в акции областных властей “Покупай нижегородское!”. “Доля местных производителей в ассортименте свежих скоропортящихся продуктовых товаров в нашем торговом центре составляет 83%”, – отмечает Токарева.

“Мы готовы довести присутствие нижегородских производителей в своих магазинах хоть до 100%”, – сообщил “Ведомостям” гендиректор сети “XXI век” Николай Галочкин. Сейчас, по его данным, доля местных товаров в его сети равна 31,2%. Главное, чтобы соблюдался паритет между качеством продукции и ценообразованием нижегородских производителей, а также обеспечивалась поддерживающая реклама, добавил он. С Галочкиным соглашается директор ООО “Тандем” (оператор торговой сети “Магнит” в Нижнем Новгороде) Игорь Канашкин. “Для нас нет проблемы увеличения доли нижегородских товаров, но хотелось бы, чтобы местные производители давали местным ритейлерам такие же условия, которые они предлагают за пределами области”, – говорит Канашкин. В другие регионы нижегородские производители продают товар по более низким ценам, чтобы завоевать там рынок, пояснил он.

Доля нижегородских производителей составляет в крупнейшей для Нижнего сети “Копейка” около 32%, но довести ее до 70% федеральным сетям нереально, говорит один из маркетологов “Копейки”, пожелавший остаться неназванным. Разговор об увеличении может вестись прежде всего по скоропортящимся продуктам, но никак не по алкоголю, который в основном импортный, отметил он. А гендиректор компании “Мясновъ” Владлен Альтшуллер считает, что влияние местных властей на федеральных и зарубежных сетевиков ограниченно. “Такие вопросы власти должны решать, когда предоставляют торговым сетям земельные участки”, – говорит Альтшуллер.

Гендиректор ООО “Хлебная слеза” (производитель алкоголя) Константин Макарычев сомневается, что облправительство сможет проконтролировать федеральных ритейлеров и долю местной продукции в их ассортименте. “Мы выставляем одинаковые цены на продукцию везде. Зато некоторые федеральные сети делают на нашу продукцию наценку 40–50%, а на привозную – всего 10%. Тем самым выживают с рынка нефедеральные бренды”, – отмечает Макарычев.

У антимонопольной службы свое мнение по поводу инициативы властей. Если такое соглашение между облправительством и ритейлерами будет заключено, оно будет противоречить статье 8 закона РСФСР “О конкуренции”, которая запрещает соглашения между органами госвласти и хозяйствующими субъектами, имеющими своим результатом ограничение конкуренции, говорит начальник отдела антимонопольного контроля УФАС по Нижегородской области Игорь Девятайкин.

Подобная ситуация возникала на нижегородском ликероводочном рынке в начале 2006 г., когда областное правительство требовало от оптовиков алкоголя увеличить долю местных производителей в своем ассортименте. С жалобой на власть в ФАС тогда обратилась группа компаний “Исток”, но официально факт заключения подобного соглашения не подтвердился, сообщил Девятайкин.