ИНТЕРВЬЮ: Бернд Пишецридер, председатель правления Volkswagen AG


В субботу в Калуге министр экономического развития Герман Греф и председатель правления Volkswagen AG (VW) Бернд Пишецридер заложат первый камень в фундамент будущего завода VW. В его строительство немецкий концерн собирается вложить рекордные для иностранных автопроизводителей в России 400 млн евро. В интервью “Ведомостям” руководитель VW рассказывает о планах компании в нашей стране.

– Когда завод в Калуге начнет работать? Ваши планы и сроки остались неизменными?

– Сборка автомобиля марки Skoda на нашем заводе в Калуге будет развернута к концу следующего года. К 2009 г. на заводе появятся цеха сварки, окраски и будет начато производство нового автомобиля Volkswagen, разработанного для российского рынка, – его еще не существует. Производительность цеха окраски составит около 50 000 машин в год. Плюс те автомобили, которые мы будем собирать в Калуге [из машинокомплектов].

– Какое из подразделений концерна отвечает за разработку “российского” автомобиля?

– Вообще-то мы разрабатываем его не только для России, но и для других рынков, но с учетом российских требований. Разработкой занимается компания VW.

– Можете рассказать подробнее, что это будет за автомобиль? Дизайн уже готов?

– Еще нет. Сначала нам нужно правильно выбрать цену этого автомобиля в России, затем – определиться с его комплектацией, а дизайн – это уже последняя вещь, которой мы займемся.

Лично я уверен, что российский рынок в скором времени станет гораздо сильнее похож на западноевропейский, и потому я не вижу, почему россияне будут выбирать другие машины – не те, что жители Западной Европы. Подобную трансформацию, например, мы уже наблюдали в Чехии на автозаводе Skoda. И сегодня Skoda выпускает “западноевропейские” автомобили, а чешский рынок – “западноевропейский” по своим предпочтениям. Думаю, тот же самый путь пройдет и Россия.

Это касается и производства комплектующих. Мы приведем большое число наших поставщиков в Россию. И они смогут поставлять комплектующие, например, для нашего производства в Чехии, для других наших заводов – равно как и для российских автозаводов. Одним словом, я уверен, что через 10–15 лет российский рынок станет частью большого европейского автомобильного рынка.

– Какие производители комплектующих могут прийти в Россию вместе с VW? Сообщалось, в частности, о том, что VW может создать совместное предприятие для производства кузовов для завода в Калуге с Magna или Magnetto.

– Мы сейчас находимся в состоянии переговоров – в том числе и с этими компаниями. Но предстоит пройти еще длинный путь, ведь нашим поставщикам требуется понять, как вписать будущие российские предприятия в их существующий бизнес. Одним словом, пока еще слишком рано говорить, кто из поставщиков, когда и где откроет свои российские заводы. Но мы планируем, что степень локализации наших российских автомобилей составит 60–70%, так что все наши крупнейшие поставщики должны быть здесь.

– Как идет подготовка к началу строительства завода? Вы не отстаете от намеченного графика?

– Пока создается инфраструктура. Надеюсь, что хотя бы на наделю мы график опережаем. (Смеется.)

– Каковы планы продаж группы VW в России до 2010 г.? Сколько машин вы хотите продавать, какую долю занять?

– Цель может быть только одна: продавать так много машин, как только возможно. А для этого нужно расширять нашу дилерскую сеть в России. Какую долю мы сможем занять к 2010 г.? Не могу вам сейчас ответить – все будет как раз зависеть от того, насколько мы будем успешны в развитии нашей инфраструктуры в России.

– И все-таки какая доля рынка сделает вас счастливым – 5%, 10%?

– Мои принципы планирования таковы: “Надейтесь на меньшее, и вы будете приятно удивлены”. Я не хотел бы сейчас заниматься спекуляциями, но думаю, что доля в 5% российского рынка – это было бы неплохо.

– Почему VW приняла решение разделить свои компании в России: продажами будет заниматься “Фольксваген Груп Рус”, а строительством завода – новая компания “Фольксваген Рус”? Ваши конкуренты в России имеют по одной компании, которая и производит, и импортирует, и продает.

– Такова мировая модель нашей группы: во всех странах, где у нас есть производство, существуют национальная торговая компания и производственная компания. Такую же структуру мы выбрали и для России. Торговая компания продолжит заниматься продажами, а новая компания будет отвечать за строительство и впоследствии за производство.

– То есть у вас нет планов объединить две компании после того, как завод будет построен?

– На наш взгляд, это не имеет никакого смысла – торговая компания ориентирована на покупателя, завод работает в первую очередь с поставщиками. К тому же первая расположена в Москве, а завод – в Калуге.

– Может ли VW начать сборку на заводе в Калуге автомобилей других марок, например Audi?

– Мы начнем со сборки Skoda, потом появится Volkswagen, но никаких планов по другим брендам у нас нет.

– Как идет процесс найма сотрудников для завода в Калуге? Я слышал, VW AG разослала объявление о поиске русскоязычных сотрудников по всем подразделениям группы по всему миру. Вы получили много откликов? Когда вы планируете сформировать штат завода?

– Не уверен, что мы рассылали такое объявление по всем нашим подразделениям, но мы действительно ищем людей с опытом работы, знающих русский язык. Согласитесь, это логично – искать для работы в России русскоговорящих специалистов. Пока мы назначили только нескольких ключевых людей, а основную массу сотрудников мы будем нанимать в 2008 г.

– VW не просто строит завод, но и собирается также инвестировать в подготовку молодых рабочих для него на базе профессиональных училищ Калуги. Такая практика типична для предприятий VW в других странах?

– Да. Например, когда около 20 лет назад мы начинали работать в Китае, мы пошли по тому же пути. Сегодня училище в Шанхае, которое первоначально готовило кадры только для нас, является частью местной образовательной системы.

Калугу мы выбрали в том числе потому, что там хватает квалифицированных рабочих, но нужно познакомить их со стандартами работы VW, поэтому нам потребуется собственное училище.

– А где вы будете брать преподавателей? Пришлете их из Германии?

– Хотелось бы по возможности этого избежать. Более логичным представляется найти преподавателей в России и обучить их на наших предприятиях.

– Renault подала заявку на открытие собственного банка в России. А когда может появиться в России Volkswagen Bank?

– Мы изучали этот вопрос, но решение пока не приняли.

– Почему, чего вы ждете?

– Говоря одним словом – рынка. Большинство наших покупателей в России по-прежнему приобретают машины за наличные.

– В прошлом году начались официальные продажи Lamborghini в России. Вопреки ожиданиям, импортером этих машин в России стала не “Фольксваген Груп Рус”, а российская компания Mercury, которая продает Bentley, Ferrari и Maserati. Почему?

– Это решение принималось в Lamborghini – видимо, они сочли, что так для них будет лучше. Как я уже говорил, у группы VW есть национальная торговая компания в России и решения по всем брендам, принадлежащим VW, принимает гендиректор российской компании. Исключения – Lamborghini и Bentley, которые работают со своим российским дилером напрямую.

– Хотелось бы услышать из первых уст, как распределялись бренды VW по бренд-группам. Почему, например, SEAT вошла в “спортивную” группу к Audi и Lamborghini, а Bugatti – нет?

– Распределение брендов по группам – это наша внутренняя кухня, и оно имеет отношение к тому, как мы осуществляем управление компаниями внутри холдинга. Для покупателя оно ничего не значит, поскольку покупатель имеет дело не с той или иной группой, а с конкретной маркой автомобиля.

Внутри холдинга нам надо было понять, как наиболее эффективным образом распределить управленческие ресурсы, равно как и ресурсы на разработку новых автомобилей. Нам показалось, что наиболее эффективно – так, как сделали мы: Lamborghini является дочерней компанией Audi, Skoda исторически имеет тесные связи с VW и т. д.

– Кажется, что внутри группы VW существует сильная конкуренция между автомобилями: Audi A3 и Volkswagen Golf, Audi A8 и Volkswagen Phaeton – перечень можно продолжать. Как вы собираетесь решать эту проблему и разводить соплатформенные автомобили разных брендов VW?

– Внутри группы мы пытаемся позиционировать наши бренды так, чтобы перетекание клиентов было не очень сильным. Думаю, нам это удается: мы увеличили продажи на 10%, и этот рост произошел за счет доли компаний-конкурентов, в первую очередь массового рынка. С другой стороны, владельцу 6–7-летнего Volkswagen при обмене на новый автомобиль пришлось бы доплачивать очень много, не будь такой альтернативы, как Skoda.

– Бренд Volkswagen продолжит движение в сторону сегмента люкс?

– Volkswagen уже присутствует в сегменте люкс с моделями Phaeton и Touareg. Я думаю, что VW нужна модель между Passat и Phaeton, и мы работаем над этим.

– На Парижском автосалоне VW показала рестайлинговый Touareg. Вам нравится, как выглядит машина?

– Конечно, иначе она бы не увидела свет.

– А кто принимает окончательное решение о том, как будет выглядеть автомобиль? Вы?

– Не один человек – у нас существует рабочий комитет, который и принимает решение по дизайну.

– Насколько важны для вас данные фокус-групп?

– Проблема в том, что там люди всегда говорят вам, что они хотят сейчас. А машина появится на рынке года через три. И за это время предпочтения людей могут измениться. Так что нужно принимать во внимание желания покупателей, но понимать, что то, что они говорят сегодня, они не обязательно повторят завтра.