Кремлевский фуникулер


Впервые фуникулеры появились в Нижнем Новгороде в июне 1896 г. Их пуск был приурочен к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки на Нижегородской ярмарке. Два фуникулера – кремлевский (шел от здания ночлежки Бугрова до Кремля) и похвалинский (проходил по Похвалинскому съезду в районе нынешнего гостиничного комплекса “Нижегородский”) – связывали трамвайные линии в верхней и нижней улицах города. В 1920-х гг. фуникулеры перестали работать. Сейчас власти решили возродить кремлевский фуникулер.

В апреле 2007 г. планируется начать и к концу года завершить строительство фуникулера от площади Народного единства до Кремля, сообщил “Ведомостям” технический директор института развития города “НижгородгражданНИИпроект” (разработчик проекта) Сергей Истомин. По рельсовой дороге протяженностью 150 м будут ходить два вагона – один вниз, другой вверх, – выполненные в стиле “ретро”. Объем инвестиций в этот проект Истомин не назвал, сказав лишь, что большая часть средств будет выделена из городского и областного бюджетов. Предполагаются также частные инвестиции.

Руководитель секретариата главы Нижнего Новгорода Евгений Семенов говорит, что у города и области есть договоренность о финансировании этого проекта на паритетных началах. Стоимость строительства фуникулера он оценил в “несколько миллионов долларов”.

В ближайшее время будет объявлен конкурс среди поставщиков оборудования и подрядчиков по выполнению строительно-монтажных работ. Наиболее подходящим подрядчиком по поставке оборудования Истомин назвал австрийскую компанию Doppelmayr – мирового лидера в производстве канатных дорог.

Самарская компания “Скадо” (представитель Doppelmayr Group в России) готова выступить подрядчиком по поставке оборудования для этого фуникулера, сообщил “Ведомостям” главный конструктор компании Юрий Рыпинский. По его оценке, стоимость работ по сооружению фуникулера будет составлять около $1 млн. Это проектно-изыскательские и проектно-конструкторские работы, изготовление оборудования, опор и металлоконструкций станций, при необходимости – закупка и транспортировка оборудования из Австрии с оплатой таможенных расходов, монтажные и пусконаладочные работы. Сама “Скадо” вкладывать инвестиции в этот проект не намерена, сказал Рыпинский.

По словам члена-корреспондента Российской академии архитектуры нижегородского архитектора Евгения Пестова, подобные фуникулеры есть в Киеве и Париже. В конце XIX в. фуникулер решил проблему связи между Нижне- и Верхневолжской набережными, говорит он, но сейчас в Нижнем Новгороде он будет скорее аттракционом для туристов. А горожанам, по его мнению, были бы полезны фуникулеры в других местах – к примеру, на Гребном канале, которому в ближайшие годы предстоит стать рекреационной и спортивной зоной.

Генеральный директор туристической компании “Гама” Дмитрий Галкин уверен, что фуникулер будет пользоваться большим спросом среди приезжающих туристов и станет своеобразной изюминкой города. “Для туристов это будет экзотическим способом подняться к Кремлю”, – говорит он.

Транспортное значение фуникулера в Кремле будет невелико, зато он будет значим для престижа города, соглашается председатель комитета по ЖКХ заксобрания Нижегородской области Александр Сериков.

А заместитель генерального директора Института устойчивого развития Сергей Абышев сомневается, что на этот проект найдется частный инвестор, прежде всего из-за большого срока окупаемости. По оценкам Абышева, он превысит четыре года. “Сама идея плохо адаптирована для реального применения”, – считает он.