Русские идут


Лидеры мирового бизнеса знают о российских компаниях очень мало, но считают их непрозрачными, излишне политизированными и ненадежными. По их мнению, российский бизнес отличают низкие стандарты качества, отсталость технологий и слабость структур управления, хромает деловая этика. Легко узнаваемы только “Аэрофлот”, “Газпром” и “Лукойл” – более 80% руководителей международных компаний слышали о них. Они воспринимают китайские и индийские компании как ведущих инвесторов, и только 7% респондентов ожидают инвестиционной активности со стороны российских компаний; всего 26% рассматривают российские компании как активных участников процессов слияния и поглощения.

Российские инвесторы к 2005 г. потратили на покупку зарубежных активов $120 млрд. Больше России инвестировали за рубеж только Гонконг – $470,5 млрд и Британские Виргинские острова – $123,2 млрд, значительную часть из которых можно считать российскими деньгами, отмечает EIU. “Определить реальный объем российских инвестиций не представляется возможным, поскольку многие покупки осуществляются через офшоры. Но даже если десятая часть инвестиций с Британских Виргинских островов имеет российское происхождение, Россия выходит на 2-е место”, – констатирует один из авторов доклада – Паулиус Кунчинас.

В 2000 г. объем прямых внешних инвестиций России едва достигал $20 млрд. По расчетам EIU, до 2010 г. российские компании вложат в покупку иностранных активов еще $52 млрд, из переходных экономик опережать Россию будут только Китай и Гонконг.

До недавнего времени российские компании устремлялись преимущественно в страны СНГ, но теперь завоевывают и дальнее зарубежье. EIU прогнозирует, что в три ближайших года основная часть российских инвестиций будет направлена в Восточную и Западную Европу, а также в Африку. Россияне купят активы в энергетике (34%), металлургическом и горнодобывающем секторе (23%), а также будут инвестировать в химические, фармацевтические и биотехнологические производства (11%).

Западные капиталисты больше озабочены экспансией китайских и индийских компаний, а россиян не боятся, удивляются авторы доклада. EIU опросило 332 руководителей крупнейших международных корпораций – лишь 10% из них считают российские компании конкурентами мирового уровня. Общее впечатление о России негативное – и как об объекте, и как об источнике инвестирования, констатируют авторы исследования. Когда российские компании полномасштабно приступят к экспансии на мировой рынок, их имидж станет самым большим препятствием.

Русские часто скупали компании и активы, в которых западные конкуренты не видели особой ценности, и их склонны были рассматривать как “младших братьев”, рассуждают эксперты EIU.

Причина и в том, что немногие российские компании могут быть сравнимы по размерам с западными: среди 500 крупнейших по капитализации корпораций лишь шесть – российские, да и те воспринимаются как часть государства, объясняет управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин.

“До последнего времени россияне приобретали активы только в сырьевом секторе, – добавляет директор по развитию бизнеса “Русских машин” Александр Филатов. – Полноценными инвесторами нас начнут считать, когда мы начнем делать стратегические инвестиции в покупку компаний потребительского и высокотехнологичного секторов”.

“По корпоративному управлению мы ничем не хуже компаний из Бразилии, Индии и Китая, – говорит управляющий директор “Реновы Капитал” Олег Царьков. – Но российские компании Европа знает 10 лет, а индийские – 100”.

Отечественные компании вполне готовы к глобальной конкуренции, убежден главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик: “А недооценка конкурентов дорого обойдется западным менеджерам”.