КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Триумф Чубайса


Спрос инвесторов на слепленные по задумке Анатолия Чубайса компании, наделенные маловразумительными именами типа ОГК (оптовые генерирующие компании), был протестирован на этой неделе на акциях ОГК-5. Результат оказался ошеломляющим: бумаги разошлись практически по максимальной цене. Компания всего за 14,4% своих акций получила $459 млн – “больше, чем все бюджетные инвестиции в энергетику за последние 10 лет”, не преминул отметить Чубайс. Но самое интересное, что спрос на акции ОГК-5 даже по максимальной цене превысил предложение в 8,6 раза! То есть на российском фондовом рынке нашлось почти $4 млрд средств, готовых для инвестиций в такие бумаги. И даже досадная ошибка – перед самым началом road show выяснилось, что в проформе консолидированной отчетности прибыль компании была завышена на 1,6 млрд руб., – не испугала решительных инвесторов.

Чубайс может праздновать победу. Суперуспешное размещение бумаг первой же генерирующей компании можно считать наглядным доказательством правоты его реформаторского подхода – везде, где возможно, искать “невидимую руку рынка” и опираться на нее. Эта рука щедро отплатила руководителю РАО “ЕЭС России” за его веру. И, как выяснилось, готова платить еще и еще.

Победу может праздновать и руководитель ФСФР Олег Вьюгин, ярый сторонник привлечения внутренних денег и новых эмитентов именно на отечественный фондовый рынок. Ажиотаж вокруг ОГК-5 и выделенные инвесторами на ее бумаги $4 млрд – прекрасное доказательство потенциала нашего рынка и хороший аргумент для новых российских эмитентов, у которых IPO и LSE (Лондонская фондовая биржа) уже стало устойчивым словосочетанием. Несмотря на все препоны, чинимые ФСФР, они настойчиво рвутся в Лондон, твердо веря, что там гораздо больше денег, и немилосердно задирают цену на свои бумаги.

Правда, детали нынешнего размещения говорят о некоторой рукотворности триумфа. Продажа акций ОГК-5 была первой, т. е. критически важной для Чубайса. Поэтому и усилия он предпринял максимальные: сам ездил с road show по европейским столицам, сам вел переговоры с крупными инвесторами, подтягивал всех, кого можно. В принципе, так и должно действовать, чтобы выгодно разместить бумаги, но Анатолий Чубайс все-таки не инвестиционный банкир, а руководитель энергетической монополии. С подобающим этой должности административным ресурсом, влияние которого проглядывает между строк списка инвесторов, купивших максимальные пакеты, порядка 1%. Некоторые из них, например Внешэкономбанк, затрудняются с объяснениями, зачем это было сделано.

Так что мерить по этому размещению потенциал нашего рынка и потенциал спроса на бумаги ОГК все-таки опрометчиво. Хотя даже половина этого триумфа – тоже вполне триумф.