Бензин притормозил


Цены на топливо в этом году резко поднимались дважды, говорится в исследовании агентства “Аи92”. За I квартал бензин Аи-92 и Аи-95 подорожал на 2%, а с июля по октябрь – еще на 8%. В октябре рынок стабилизировался, отмечается в исследовании.

Зимнее подорожание аналитик исследовательской компании “Кортес” Людмила Лурье объясняет резким повышением мировой цены на нефть в конце прошлого года. На розничном топливном рынке внутри страны оно отразилось к февралю, когда розничные операторы исчерпали запасы топлива по старой цене, говорит аналитик. По ее словам, как правило, повышение цен происходит в конце лета – начале осени, а в этом году их было два. Обычно топливо не дорожает в I квартале, подтверждает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.

В начале года правительство установило низкие экспортные пошлины на нефтепродукты, что привело к небольшому дефициту на рынке к июню, рассказывает менеджер одной из петербургских оптовых компаний. Однако к сентябрю ситуация выправилась. 20 августа экспортные пошлины были повышены, что привело к притоку топлива на внутренний рынок, говорит Лурье.

Свою лепту в повышение цены внес и принадлежащий “Сургутнефтегазу” Киришский НПЗ, который снабжает топливом около 50% петербургского рынка. По словам менеджера топливной компании, в июне Киришский НПЗ, как и другие заводы-производители, начал поднимать отпускные цены. За июль – август НПЗ в среднем увеличил отпускную цену на 1,5 руб. за 1 кг топлива – на 7–10% в зависимости от его вида, говорит собеседник “Ведомостей”. С мая по август Киришский НПЗ проводил плановый ремонт, что привело к небольшому снижению производства топлива и повышению цен на него, добавляет Лурье.

На Киришском НПЗ и в пресс-службе “Сургутнефтегаза” отказались от комментариев.

По словам Ашихмина, летом, в пик автомобильного сезона и плановых ремонтов на НПЗ, отпускные цены производителей всегда подскакивают сразу на 1,5–2 руб. за 1 кг.

К концу лета операторы повысили цены, поскольку стремятся поддерживать рентабельность своего бизнеса на уровне 10%, говорит Ашихмин.

Розничный рынок реагирует на изменения цен производителей с небольшим запозданием, поскольку оптовики заключают контракты на несколько месяцев вперед, утверждает менеджер одного из местных операторов АЗС. Таким образом, в розницу топливо по повышенной цене попадает только через месяц-два, добавляет он.

Следующий всплеск цен участники рынка прогнозируют следующей весной. По мнению гендиректора “Шелл АЗС” Андрея Арзамасцева, в ближайшие месяцы цены на бензин будут расти не более чем на 1% в месяц. “Спрос зимой падает примерно на 10%”, – объясняет он. Это подтверждают и другие участники рынка. Менеджер одной из нефтяных компаний, работающей на петербургском розничном рынке, полагает, что ближайшего повышения цен следует ожидать не ранее следующего лета, если не произойдет резкого роста цены на нефть из-за политической ситуации.

Отпускные цены российских НПЗ сейчас растут не быстрее инфляции, говорит сотрудник петербургской оптовой компании, поэтому до лета 2007 г. розничные цены на бензин плавно повысятся примерно на 2–3%. А весной, по его словам, можно ожидать традиционного снижения цен из-за зимнего падения спроса.