Цирк в небе


Полноценные модели вертолетов стали делать сравнительно недавно, спустя полвека после появления радиоуправляемых самолетов и автомобилей. В апреле 1970 года модель вертолета «Хью Кобра», управляемая немецким инженером Дитером Шлютером, выполнила полноценный полет по кругу и продержалась в воздухе 10 минут. В мире моделизма это произвело настоящую сенсацию. Многие попытались повторить достижение немца, но успеха достигли единицы. Дело в том, что вертолет одновременно является самым эффектным и самым сложным классом из всех авиамоделей как по своей конструкции, так и по технике пилотирования. Без отличного знания аэродинамики, хорошей инженерной подготовки и наличия точных металлорежущих станков шансы на успех равны нулю. На Западе уже давно сформировалась целая индустрия, причем первые промышленные наборы для сборки моделей вертолетов выпустил тот самый Дитер Шлютер. Сейчас серийные модели выполняют в воздухе такие фигуры высшего пилотажа, которые не может повторить ни один вертолет в мире.

Еще год-два назад под полноценным вертолетом подразумевалась модель с двигателем внутреннего сгорания – не было ни мощных компактных электродвигателей, ни, что более важно, легких и емких аккумуляторов. Сейчас с появлением современных литиевых аккумуляторов и бесколлекторных электродвигателей проблема решилась – теперь летать можно без риска перемазаться машинным маслом и оглохнуть от тарахтения маленького движка.

Вертолет имеет некоторые специфические устройства: важнейшее из них – автомат перекоса, который, изменяя наклон лопастей винта, позволяет вертолету двигаться в горизонтальной плоскости. Или гироскоп, компенсирующий вращательный момент, создаваемый двигателем вертолета. Вернее, сам эффект компенсирует винт на хвостовой балке, а собственно гироскоп управляет оборотами и шагом винта.

Иногда вертолеты продаются в собранном виде, но чаще как набор огромного количества тяг, приводов, шарниров и балок из композитных материалов. Двигатели, рулевые машинки и пульт управления, как правило, покупают дополнительно. Несмотря на то что к набору в обязательном порядке прилагается подробная инструкция, без опыта правильно собрать вертолет практически нет шансов – настолько это технически сложное устройство.

Вертолеты – практически единственный тип моделей, который требует предварительных занятий на тренажерах: уж очень дорогим оказывается ремонт. Опытные моделисты рекомендуют налетать на симуляторе не менее 100 часов, прежде чем «пересаживаться» на реальную машину. Мой личный рекорд – 50 секунд простого висения. Профессионалы же вытворяют в небе настоящий цирк, хотя в России чемпионов мирового класса нет: для этого требуется летать круглогодично, а у нас летная погода всего месяца четыре. Интересно, что в Японии этот вид спорта спонсируется министерством обороны – опытный пилот беспилотного аппарата ценится нынче не меньше, чем летчик боевого самолета.

Если же все-таки вертолет у вас полетел – все, вы попали. Говорят, с этой «иглы» не слезают. Основных критериев при выборе модели всего два: вертолет с электроникой дешевле $1000 – это игрушки для маленьких детей, и чем больше размеры вертолета, тем проще он в управлении.