Неангельская работа


Предпринимательскую карьеру ростовчанин Дмитрий Княгинин начал в 1993 г. со сборки аудиокассет. На последнем курсе Ростовского колледжа радиоэлектронного приборостроения они с приятелем на личные деньги организовали мини-цех: договорились с двумя местными заводами о поставке комплектующих, наняли работников. Какая именно сумма потребовалась для старта, Княгинин уже не помнит. А вот на расширение производства, в частности на закупку нового оборудования, средства пришлось брать в долг. “Несколько тысяч долларов дали трое знакомых”, – обтекаемо формулирует Княгинин. Впрочем, планам не суждено было сбыться: один из давних партнеров Княгинина исчез вместе с деньгами. “В 1994 г. я вновь открыл свое дело, но уже на свой собственный страх и риск”, – рассказывает Княгинин. Он занялся аудио- и видеозаписью, оптовой и розничной торговлей. К 1998 г. годовой оборот фирмы Княгинина составлял $120 000. Но дефолт не обошел стороной его бизнес: вслед за снижением покупательной способности населения резко упали и продажи кассет – товара не первой необходимости, да и недешевого – $4–5. “После кризиса я пригласил в бизнес партнера – нужны были дополнительные средства”, – вспоминает Княгинин. Но в 2000 г. он расстался с партнером и погрузился в поиск “чего-то нового”.

На перспективу

В 2002 г. Княгинин стал слушателем магистерской программы “Технологический менеджмент” Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Именно там он узнал, кто такие бизнес-ангелы и как они работают. На Западе так принято называть состоятельных людей, готовых вкладывать небольшую часть своих денег в начинающие компании с высоким потенциалом. Как правило, эти люди достаточно богаты, поэтому потеря вложенных средств не способна повредить их финансовому благополучию. К тому же они готовы ждать, прежде чем вложенные деньги начнут приносить отдачу. В западных странах действуют целые сети бизнес-ангелов, выяснил Княгинин. Благодаря им инвесторы обмениваются информацией и находят интересные проекты для инвестиций. Именно такую сеть и решил создать в России Княгинин. В 2003 г. он основал компанию “Частный капитал”, главной задачей которой стал поиск, с одной стороны, богатых россиян, готовых рискнуть частью своего состояния, и с другой – перспективных новых проектов. Первоначальные вложения составили $20 000.

“Я встречался с руководством научно-исследовательских институтов Ростова-на-Дону, расспрашивал об изобретениях и новых разработках, предлагал финансовую поддержку для того, чтобы проекты могли развиваться за пределами лабораторий, – рассказывает Княгинин. – Но в НИИ опасались, что, отпуская в самостоятельное коммерческое плавание научные разработки, можно спровоцировать и утечку мозгов”.

Первый проект Княгинин запустил лишь в 2004 г., после того как он перебрался в Москву. Ему удалось найти $450 000 на разработку и производство нового типа тепловизоров – приборов, способных преобразовывать инфракрасное излучение в видимое. Эти приборы используются, в частности, в топливно-энергетическом комплексе, ЖКХ и медицине. С их помощью можно выявлять точки нагрева, незаметные для человеческого глаза, поясняет Княгинин.

Не просто посредник

В 2005 г. в “Частный капитал” обратился предприниматель Сергей Михайлов, разработчик принципиально новой модели солярия. В 2002 г. Михайлов, инженер-конструктор и выпускник МГТУ им. Баумана, сообразил, что можно значительно снизить энергопотребление турбосолярия без потери эффективности. Но претворить идею в жизнь получилось не сразу. Группа из четырех специалистов в области ядерных реакторов и авиационных двигателей полтора года искала оптимальное техническое решение на бумаге, столько же времени потратила на испытания, вспоминает Михайлов. В результате количество ламп в турбосолярии удалось сократить с 48 до 15, а энергопотребление аппарата снизилось в четыре раза – с 10 кВт до 2,5 кВт. При этом продолжительность сеанса загара не изменилась – все те же 8–10 минут. Главный секрет – в специальной системе зеркал, установленных внутри солярия: они отражают излучение ламп и направляют его точно на тело клиента, говорит Михайлов. Усовершенствованное устройство решили назвать Miro (от англ. mirror – зеркало). “Он как электрочайник, – шутит Михайлов. – Его можно включать в обычную розетку 220 В, не боясь перегрузок сети”. Для обычных соляриев требуется 380 В. Но на испытания и изготовление трех опытных образцов инженерам потребовалось около $100 000. Когда в 2005 г. Михайлов обратился в “Частный капитал”, он не особенно верил в успех. Но Княгинину удалось подыскать ему частного инвестора. Княгинин не раскрывает ни имени инвестора, ни его доли в проекте. Он отмечает лишь, что в качестве комиссионных “Частный капитал” взял 5% от привлеченной суммы.

Низкий старт

Финансовые показатели “Частного капитала” пока можно назвать весьма скромными. В 2005 г. выручка компании составила всего лишь $30 000, в этом, по прогнозам Княгинина, достигнет $100 000.

Шансы на успех у Княгинина есть, отмечают эксперты. С 2000 г. число россиян, готовых вкладывать собственные деньги в рискованные проекты, ежегодно удваивается и уже превысило 1000 человек, отмечает Антон Данилов-Данильян, в недавнем прошлом руководитель Экономического управления администрации президента, председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России. Для состоятельных россиян вложения в начинающие компании – это своеобразная игра, в которой можно “пощекотать нервы”, отмечает Евгений Боков, директор ассоциации бизнес-ангелов Нижегородской области “Стартовые инвестиции”.

Но собрать средства лишь часть дела. Нужно найти авторов изобретений с коммерческим потенциалом и суметь договориться с ними. А изобретатели в России жадные, говорит Данилов-Данильян. Никто не хочет отдавать контроль над своим проектом. Хорошо, если удастся договориться о разделении доходов поровну – 50 на 50, соглашается Боков.

Но это ничуть не смущает Княгинина. Выполнение просветительских и консультационных функций он считает одной из главных задач своей компании. Чаще всего авторы изобретений – люди далекие от коммерции, многие из них не могут даже написать грамотный бизнес-план, говорит он. Сейчас Княгинин и два его партнера (51% бизнеса принадлежит Княгинину) консультируют около 40 проектов из различных отраслей: это нанотехнологии, мобильная связь, машиностроение, электроника, информационные технологии.

“Частный капитал” готов взять на себя всю предпродажную подготовку, а в некоторых случаях и управление проектом. “В таких случаях мы получаем небольшую долю в капитале компании, – рассказывает Княгинин. – Сейчас “Частный капитал” участвует в управлении двух компаний и контролирует 5% одной и 25% другой”.

Параллельно “Частный капитал” работает над созданием своего первого венчурного фонда, куда планирует привлечь средства доброй сотни инвесторов. Причем около 70 из них живут в Москве, остальные разбросаны по России: есть представители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и даже Владивостока. Если все пойдет по плану, то в 2007 г. удастся собрать $5 млн, говорит Княгинин.