ВЕКТОР


Когда-то подконтрольная Игорю Макарову “Итера” была крупнейшим после “Газпрома” продавцом и производителем газа в России. Счетная палата оценивала оборот компании в 2000–2002 гг. в $1,4–2 млрд. У компании были прекрасные отношения с тогдашним руководством концерна, которое позволило ей поставлять туркменский газ на Украину и в СНГ. Но на смену Рему Вяхиреву пришел Алексей Миллер, и активы “Итеры” начали таять. С 2003 г. поставка среднеазиатского газа на Украину отошла к другому посреднику, а продажи компании упали более чем на 35%. Пришлось вернуть “Газпрому” и газовые месторождения, контроль над которыми в свое время “Итере” передала сама монополия. Сейчас у “Итеры” всего два крупных газовых актива – 49% “Пургаза” (запасы – 399 млрд куб. м газа) и 79% “Сибнефтегаза” (325 млрд куб. м). Контролю “Итеры” над последним тоже скоро придет конец: в обмен на доступ к трубопроводу она согласилась отдать 51% в нем Газпромбанку. Но “Итера” не теряет надежды и впредь оставаться газовой компанией. Газовый бизнес остается профильным бизнесом группы, в рамках совершенствования ее структуры произойдет выделение непрофильных активов и, возможно, их продажа, говорится в пятничном сообщении “Итеры”. По словам представителя “Итеры”, компания планирует наращивать объемы добычи газа и приобретать новые активы. Из непрофильных активов у “Итеры” есть семь нефтяных месторождений, находящихся в стадии геологической разработки, Малкинский карьер в Ставропольском крае и предприятие по производству картона в Молдавии. Аналитики оценивают их в $600–700 млн. Этих денег достаточно, чтобы купить небольшие газовые месторождения. Но при нынешних ценах вряд ли хватит, чтобы восстановить былое величие.

На новый курс авиакомпании перешли по рекомендации IATA – Международной ассоциации воздушного транспорта, причем даже те, кто в ассоциацию не входит. “Мы работаем в единой системе бронирования, так что единый курс – это необходимость”, – объясняет гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов. Зачем вообще понадобилось вводить евро, авиакомпании объясняют тем, что так удобнее проводить расчеты. Ведь основные рейсы из России именно в Европу, говорят в “Аэрофлоте”. Неофициально все признают, что это не более чем благовидный предлог. “Понятно, что, если билеты дорожают у всех, у пассажиров нет выбора”, – смеется менеджер одной из авиакомпаний. Впрочем, два перевозчика из первой десятки – “Трансаэро” и British Airways – оставили рублевые тарифы на прежнем уровне. “Это просто некрасиво”, – возмущается менеджер одного из их конкурентов. Впрочем, он, как и многие другие, уверен, что сразу после праздников и “Трансаэро”, и British Airways сравняют цены с остальными.

Остатки былой роскоши

7% выездных

Тем, кто не купил авиабилеты заранее, Новый год за границей теперь обойдется дороже. С 1 декабря тарифы на международные рейсы выросли на 7%. То есть сами тарифы почти у всех остались прежними – изменились единицы измерения. До сих пор компании рассчитывали свои у. е. как среднее арифметическое между долларом и евро, а теперь перешли на евро. 30 ноября у. е. стоила 32,5 руб., а 1 декабря – уже 35 руб.