НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Незаметные лидеры


Профессор Лондонской школы экономики Герман Саймон посвятил более 20 лет изучению деятельности малых и средних фирм мирового класса. И пришел к выводу, что “в тени кричащих заголовков о сенсационных успехах и инновационных прорывах находится совершенно незамеченный источник управленческой мудрости”.

Саймон не отбирает лавры у первооткрывателей этого явления. В книге есть ссылки на Портера, открывшего немецкую фирму Heidelberger Druckmaschinen – мирового лидера по производству печатных машин и еще ряд фирм такого же уровня; на Питерса, назвавшего такие компании “могущественными карликами”. Суть не в этом, Саймону действительно удалось впервые провести исследование “скрытых чемпионов” на национальном уровне (на примере Германии) и выявить их в мировом масштабе.

В отличие от американских гуру менеджмента, с первых страниц проясняющих свою методологию, лондонский профессор поместил свой научный инструментарий в конце книги, зато каждый читатель, ознакомившись с многочисленными примерами лидеров бизнеса, может и свою компанию оценить с помощью трех кругов чемпионов бизнеса, по Саймону. В ядре таких фирм, по версии профессора, находится сильное руководство, “ставящее честолюбивые цели, которые со своей стороны определяют и направляют внутренние компетенции фирмы”. Во внутренний круг он поместил “тщательно подобранный и мотивированный персонал, непрерывные инновации в продукте и сервисе, а также расчет на собственные сильные стороны”. В наружном круге оказались “узкий рыночный фокус (в продукте/технологии/применении), близость к клиенту, четкие конкурентные преимущества” и глобальная ориентация.

Оценив свою компанию, стоит приступить и к анализу ядра, где находится самый яркий отличительный признак “скрытых чемпионов” – их руководители. По мнению Саймона, у них есть одна общая черта: они “одержимы огромной энергией и энтузиазмом, которые движут их компании вперед”. Кстати, выявленные им пять качеств руководителей “скрытых чемпионов” в чем-то похожи на концепцию руководителей пятого уровня по версии Джима Коллинза: они включают в себя единство личности и задачи; исключительную целеустремленность; отсутствие страха; жизненный оптимизм и энергию, а также способность воодушевлять других. Однако на деле все они не только руководители, но и владельцы компаний: 76,5% фирм, выявленных Саймоном, – семейные предприятия, действующие практически во всех отраслях экономики.

Еще одна отличительная черта таких компаний – их возраст. Самая старшая фирма-чемпион основана в 1753 г., а 7,6% “скрытых чемпионов” старше 150 лет. Философию долгожительства профессор обнаружил, в частности, у компании Villeroy & Boch, мирового лидера по производству кафеля и одного из трех ведущих производителей керамической посуды, и описал со слов руководителей так: “Мы всегда были не за быстрый успех, а за долгосрочные результаты. Мы всегда хотели быть в числе крупнейших предприятий на нашем рынке, в идеале – самыми крупными”.

Однако эти крупные игроки отраслей не так велики, как лидеры мирового бизнеса: типичный “скрытый чемпион”, по мнению исследователя, – фирма со средним годовым оборотом в $130 млн. Как правило, они расположены не в городах, а в сельской местности и не испытывают проблем с кадрами. Впрочем, как и с клиентами, которых стремятся обслуживать по высшему классу. Например, доктор Вольфган Пинеггер, президент фирмы Brukner, мирового лидера в производстве машин для изготовления упаковочной пленки, объясняет это так: “Нашим людям нельзя рассчитывать на нормальный 8-часовой рабочий день. Мы должны быть более гибки и быстры. Мы должны, например, часто выезжать в командировки по выходным. Люди, остающиеся с нами, не настаивают на жесткой рабочей неделе с понедельника по пятницу. Мы требуем очень много. Но и предлагаем больше – не только в оплате труда”. Кстати, типичным примером такой фирмы можно назвать Baader, лидера на мировом рынке машин для разделки рыбы (доля рынка стремится к 90%). Стоило в 1992 г. Владивостоку стать открытым городом, как через год фирма создала в нем свой филиал.

Отечественным чиновникам, озабоченным развитием инновационного потенциала России, стоит, опираясь на труд Саймона, напомнить, что правительство Германии не вкладывает средства в развитие таких фирм, зато создает экономическую среду, где одни “скрытые чемпионы” взращивают других “скрытых чемпионов”. В основе этого роста лежат технологии (“70,6% фирм оценили технологический уровень своего продукта выше среднего”) – важнейшие конкурентные преимущества, позволяющие фирмам удерживать глобальное рыночное лидерство.

Вряд ли все читатели решатся стать “скрытыми чемпионами”, как Виктор Дульгер, основатель фирмы Prominent Dosertechnik, ведущего в мире производителя дозирующих насосов. Решив победить всех конкурентов, он назвал свои насосы Prominent – “выдающиеся” и действительно стал лидером рынка. Но, уверен, каждый из них задумается о том, как стать лидером.