Право на выбор


Ежегодно в декабре “Фосагро” конфликтует с потребителями, устанавливая цены на будущий год. В этом году “Фосагро” решила изменить сбытовую политику. На прошлой неделе она начала продажу концентрата через биржу. А вчера опубликовала на своем сайте 15 вариантов контрактов, которые могут быть заключены сроком от одного до трех лет.

Первый подразумевает заключение годового контракта по цене в 1850 руб. за 1 т – на 15,6% выше цены этого года. Другой вариант: покупать до апреля концентрат по 1850 руб. за 1 т, а с мая – по формуле, которая рассчитывается исходя из цены в 1600 руб. за 1 т, привязанной к изменению индекса промышленной инфляции в 2006 г. (в случае его роста стоимость концентрата будет увеличиваться) и умноженной на 0,103% (индекс ухудшения горно-геологических условий добычи). Стоимость концентрата на последующие два года рассчитывается по такой же формуле, но за основу берется средневзвешенная цена 2007 г. “Фосагро” также предлагает привязывать цену к мировым ценам конкретных марок минудобрений, производимых потребителями сырья. Гендиректор “Фосагро” Максим Волков передал через пресс-службу, что инициативы компании связаны с желанием сделать процесс заключения контрактов более прозрачным. Рост цены на 2007 г. он объясняет увеличением издержек и ухудшением горно-геологической среды.

Аналитик “Тройки Диалог” Михаил Стискин не считает базовую цену в 1850 руб. завышенной. “То, что компания предлагает различные варианты ценообразования, включая привязку стоимости сырья к мировым ценам на различные виды минудобрений, безусловно, позитивная новость для потребителей”, – отмечает эксперт.

Но потребители так не считают. “При расчете цены в 1850 руб. за 1 т себестоимость продукции явно завышена, –считает один из топ-менеджеров россошанских “Минудобрений”. – А значит, ни одна из предложенных формул априори не может удовлетворить потребителей”. Вице-президент “Акрона” Александр Попов также считает эту цену “монопольно завышенной”. “По нашим оценкам, справедливая цена на 2007 г. – 1600 руб. за 1 т, – говорит он. – При такой цене “Апатит” смог бы поддерживать рентабельность на уровне 50%”. Продажа части продукции через биржу, по его мнению, ведет к искусственному дефициту объемов сырья.

А гендиректор “Еврохима” (другой производитель апатитового концентрата) Дмитрий Стрежнев, напротив, считает базовую цену адекватной. Альтернативы у российских потребителей все равно нет. Стрежнев отмечает, что из-за транспортных издержек импортировать сырье экономически нецелесообразно.