КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Риск – благородное дело


АФК “Система” осуществила давнюю свою мечту – стала совладельцем “Связьинвеста”. Подконтрольный корпорации Владимира Евтушенкова “Комстар – Объединенные телесистемы” приобрел у Леонарда Блаватника 25% плюс 1 акция крупнейшего телекоммуникационного холдинга России за $1,3 млрд. Можно считать, что “Система” сдержала слово, данное инвесторам еще в феврале 2005 г., когда провела IPO на Лондонской бирже и пообещала потратить привлеченные средства (как раз $1,3 млрд) на покупку “Связьинвеста”. Правда, на деле сделку с Блаватником оплатил “Комстар-ОТС”, но и у него были проблемы с расходованием средств ($970 млн) от IPO, состоявшегося в феврале этого года. Недаром гендиректор “Системы Телеком” Сергей Щебетов, комментируя сделку, сделал акцент на исполнении “обязательств, принятых перед инвестиционным сообществом, по использованию средств от IPO”.

Итак, обязательства выполнены: деньги инвесторов потрачены, и потрачены на стратегически важный актив. “Дочкам” “Связьинвеста” принадлежит 80% всей российской телекоммуникационной инфраструктуры и в том числе бесценная “последняя миля” – каналы связи, ведущие в 34 млн российских квартир. “Система” уже пообещала добиваться избрания своих представителей в совет директоров “Связьинвеста” и активно участвовать в управлении холдингом. А аналитики добавили: если когда-нибудь дело дойдет до приватизации оставшихся 75% минус 1 акция “Связьинвеста”, “Системе” будет проще победить в аукционе, чем другим претендентам.

Впрочем, спешить с выводами не стоит. Во-первых, поправки в устав “Связьинвеста”, расширяющие права его миноритариев, еще не утверждены ни акционерами холдинга, ни даже его советом директоров. А действующий устав не позволяет как следует управлять холдингом не только миноритарию, но и основному акционеру – государству. Все крупные сделки – например, скандальную закупку программной системы Oracle на $153 млн, – руководство “Связьинвеста” одобряло, по сути, само: их рассматривали советы директоров “дочек” (в которых делают погоду представители “Связьинвеста”), но не холдинга.

Во-вторых, даже если эти поправки будут утверждены, совсем не факт, что “Система” получит какие-либо преимущества в случае продажи государством 75% минус 1 акция холдинга.

Наконец, государство может решить вовсе не приватизировать “Связьинвест”, а реорганизовать. На этом настаивает Минэкономразвития, рассматривающее сейчас различные сценарии реорганизации, включая полную ликвидацию управляющей компании и переход “Связьинвеста” и его “дочек” на единую акцию. Оба эти варианта размоют приобретенный “Системой” пакет примерно до 13% объединенного “Связьинвеста” или отдельных операторов. Блаватник, избавившись от довольно рискованного актива и получив за него вдвое больше, чем заплатил в 2004 г. сам, точно не прогадал. А вот выиграла ли “Система”, станет ясно позже.