Единоцентризм


По данным интернет-сайта Госдумы, на текущий момент за осеннюю сессию внесено 396 законопроектов, принято к рассмотрению 355, принято в первом чтении 68, во втором – 16, всего – 100, все новые. Ни одна из утвержденных нижней палатой инициатив обратно в нее не вернулась (правом “завернуть” закон обладают Совет Федерации и президент).

Среди одобренных президентом инициатив “Единой России” – закон об автономных учреждениях, ужесточение ответственности за использование труда нелегалов, поправки в избирательное законодательство, отменяющие порог явки и запрещающие контрагитацию в эфире. Сессия была продуктивной, все, что намечалось, выполнено, доволен депутат от “Единой России” Валерий Гребенников. Фракция завершает армейскую реформу, увеличила ассигнования на нацпроекты в бюджете, с трудом удалось продвинуть закон о сельском хозяйстве, рассказывает он. Единороссы продолжают “свято выполнять волю президента и правительства”, принимая только согласованные с Кремлем и Белым домом решения, считает независимый депутат Виктор Похмелкин. Фракция добилась увеличения зарплат вопреки жесточайшему сопротивлению правительства, не согласен Гребенников.

А вот прохождение региональных инициатив скорее исключение, чем правило. В ходе осенней сессии Путин подписал 15 региональных законопроектов, увеличивающих количество мировых судей на местах и предложение из Удмуртского края по земельному налогу. “Единая Россия” монополизирует запросы регионов, девальвируя роль местных заксобраний, говорит замдиректора Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. Спецкомиссия проанализировала, почему законопроекты с мест отсеиваются, и провела ряд встреч с региональными законодателями, рассказывает Гребенников.

Предложения оппозиции, которые нельзя не принимать ввиду их жизненности, единороссы не выносят на заседание, а потом принимают за своими подписями, сетует Олег Шеин из фракции “Родина”. В пример он приводит предложенные родинцами поправки по демографической программе, которые были резко отвергнуты, но затем внесены и приняты от имени партии власти. В “законотворческом воровстве” обвиняет “Единую Россию” и Похмелкин: чужие законопроекты она “маринует годами”, а наиболее привлекательные – присваивает. Похмелкин напоминает, как его законопроект об отмене депутатских привилегий на автомобильные спецномера был с помпой внесен от имени единороссов. Важен не автор, а польза людям, говорит Гребенников.

Осенью стало больше откровенно лоббистских законов, например правительственные инициативы о туристской деятельности и сельском хозяйстве, отмечает Похмелкин. Другим фракциям единороссы не дают заниматься лоббизмом, поднимая цену своих мандатов в следующей Думе, добавляет Виноградов. Но в новой Думе у единороссов вряд ли будет 50% и Дума наконец перестанет напоминать партсобрание, надеется Шеин.