Новинки CD


КЛАССИКА

Handel. Italian Cantatas. Vol. I. Glossa

Под конец 2006 года испанская звукозаписывающая фирма Glossa решилась на новый крупномасштабный проект – записать все итальянские кантаты Генделя, которых насчитывается немногим больше двухсот. Генделевские пасторальные звуковые зарисовки, подготовившие появление его великих опер и ораторий, чудо как хороши: в них есть необыкновенная легкость, вокальные партии прописаны тонко и виртуозно, инструментальное сопровождение нарядно и стильно. Первая часть проекта удалась на славу – ансамбль La Risonanza вторит изысканно-красивому сопрано Роберты Инверницци, большой искусницы по части музыки барокко. Такому подарку будут рады как начинающие меломаны, так и настоящие гурманы по части барочных редкостей.

Михаил Фихтенгольц

АВАНГАРД

Владимир Мартынов. «Страстные песни». «Длинные руки»

Фундамент последних произведений Владимира Мартынова – многократный повтор одной и той же элементарной последовательности звуков. В «Страстных песнях» повторяются уже целые части произведения. Сначала певица Галина Мурадова в сопровождении ансамбля Opus Posth четыре раза исполняет с незначительными мелодическими изменениями и в различной оркестровке потрясающе красивую и простую песнь на текст немецкого духовного гимна XVII века. Затем Мурадова повторит песнь с добавлением рефрена, а в финале ее, как заклинание, экстатически продекламирует хор. Еще более откровенный повтор содержит инструментальная часть «Песен», состоящая из трех абсолютно одинаковых кратких «симфоний». Композитор отсылает нас к истории обретения Креста: тогда никак не удавалось определить, на котором из трех обнаруженных на Голгофе одинаковых крестов был распят Христос.

Григорий Дурново

Леонид Федоров, Владимир Волков. «Красота». «Улитка рекордз»

Новый сольный альбом лидера «Аукцыона» построен в соответствии с идеей «смешанной техники в языках»: на уровне текста это проявляется в том, что русские слова безжалостно расщепляются и перемешиваются с похожими на них голландскими. В результате их смысл теряется, зато проступает другой (формально песни посвящены «сильным людям» ХХ века – от Пол Пота и Фиделя до Буша и Шарона). На музыкальном уровне Федоров превращает фактически бытовую запись в сложнейшую партитуру с десятками наложений, от старинной шестиструнной скрипки до блюзовой гитары. Этот альбом завершает трилогию авангардного музицирования на пару с контрабасистом Волковым, начатую альбомами «Таял» и «Безондерс». А также предваряет первый за 13 лет альбом новых песен «Аукцыона», записанный в Нью-Йорке с участием лучших новоджазовых музыкантов Манхэттена. Судя по уже доступным трекам с этого диска, период сольных экспериментов для Федорова пока завершен.

Михаил Визель

ПОП/РОК

Grinderman. Grinderman. Mute

Кажется, Ник Кейв после «Abbatoire Blues/The Lyre of Orpheus», своего двухтомного opus magnum, решил немного поразмяться: встал из-за рояля, взял в руки гитару и записал альбом в духе «старых добрых Bad Seeds». Для участия в его новом проекте были приглашены бывшие и нынешние участники кейвовской группы: басист Мартин Кейси, скрипач Уоррен Эллис и ударник Джим Склавунос. Получившееся изделие производит впечатление нарочно состаренного – только злой сухой рок и аскетичный блюз.

Андрей Смирницкий

Joanna Newsom. Ys. Drag City

Акустический неофолк – один из главных трендов уходящего года, а молодая певица Джоанна Ньюсом со своим альбомом по мотивам старинных бретонских баллад взлетела сразу на трон этого старого-нового течения. Баллады исполнены с помощью арфы, флейты и гитары; на альбоме всего пять треков, однако каждый длится не менее 7 минут (самый продолжительный – 19) и вмещает в себя целую аудиосказку: забудьте про куплет-припев – здесь один только ритм за песню поменяется раз десять.

Андрей Смирницкий