ИНТЕРВЬЮ: Олег Михасенко, президент “Брокеркредитсервиса”


Основной владелец крупнейшей российской брокерской компании “Брокеркредитсервис” (БКС) Олег Михасенко прекрасно знает, как торговать акциями. Оборот БКС в прошлом году увеличился в четыре раза, достигнув 12 трлн руб. Теперь Михасенко решил выставить на продажу акции собственной компании, правда пока только блокпакет. В интервью “Ведомостям” президент группы компаний БКС рассказал, как он готовится к сделке.

– Сейчас постоянно появляются слухи о скорой продаже какой-нибудь инвесткомпании. Вы не продаете БКС?

– У нас есть такие планы. Мы об этом еще два года назад говорили. Мы хотим преобразовать компанию в АО и 25% продать стратегическому инвестору. Продать не только ради денег, но и ради новых технологий, известного бренда и нового импульса развития.

– Иностранному банку?

– Российские тоже бывают неплохими, но, возможно, и иностранному.

– Сколько вы сейчас стоите, можете сказать?

– У БКС очень много компаний, и оценку мы в последнее время не проводили. В этом году сделаем консолидированную отчетность по МСФО и тогда посмотрим. Могу сказать, что активы группы компаний в 2006 г. составляли более 3 млрд руб.

– А лично вам сколько принадлежит в компании?

– У меня контрольный пакет, все остальное принадлежит менеджерам компании.

– У вас уже идут какие-нибудь переговоры о продаже?

– В последнее время мы много инвестировали в развитие бизнеса – и нам не до этого. Создали инвестиционный блок для vip-клиентов, запустили страховую компанию и пенсионный фонд, купили банк. Сейчас идет консолидация группы и пишется стратегия ее развития. В этом году, полагаю, создадим АО и будем готовы к переговорам.

– Вы думаете, есть иностранные инвесторы, которым ваш бизнес интересен?

– Конечно. Я думаю, сейчас весь российский финансовый бизнес интересен: и ритейл, и большой инвестиционный бизнес. Иностранные инвесторы открывают в России представительства, покупают банки. Они чувствуют потенциал страны. А у нас прибыльный бизнес – мы растущая, развивающаяся компания.

– Как вы планируете развивать “БКС Банк”?

– Это будет универсальный банк, который займется обслуживанием как частных, так и корпоративных клиентов. Сейчас мы нанимаем менеджеров, пишем бизнес-стратегию, увеличили уставный капитал, планируем развивать филиальную сеть.

– Многие интернет-брокеры запускают сейчас красивые рекламные кампании и рассказывают о планах экспансии. Вы планируете что-то похожее? Сколько денег вы тратите на развитие?

– Естественно, у нас есть планы по экспансии, запуску рекламной кампании и новых продуктов, но мы их не афишируем. Не могу сказать, что на развитие брокерской компании мы тратим безумные деньги. БКС развивается на технологиях, поэтому очень много приходится вкладывать в IT-обеспечение клиентского обслуживания и разработку программных решений.

– Вы сами пишете программы или покупаете?

– К сожалению, для брокерских компаний готового софта нет, поэтому фактически делаем все сами. Сейчас в IT-отделе БКС работает более 30 человек, которые и пишут программные решения. С банками, кстати, проще: для них есть много хороших программных продуктов, на которые даже интересно посмотреть.

– А на развитие банка и страховой компании вы будете тратить деньги?

– На страховую компанию много денег не надо. Она развивается на базе наших филиалов. С банком ситуация совсем другая: в конце прошлого года уже был увеличен уставный капитал банка до 220 млн руб., в течение 2007 г. планируется увеличение уставного капитала банка до 1 млрд руб. Для развития банка необходимы финансовые вливания – для создания филиальной сети, банковских продуктов.

– Что-то еще планируете докупить?

– Нет. Мы уже все, что хотели, купили. Теперь задача развивать бизнес. Правда, еще запустили компанию – службу заказчика, которая занимается подбором и анализом проектов для инвестирования в недвижимость.

– А в чем смысл?

– Мы сделали управляющую компанию “БКС – Фонды недвижимости” и поняли, что необходима служба заказчика, т. е. компания, которая бы следила за строительством. Управляющая компания будет с ней взаимодействовать.

– Насколько уникальны российские интернет-брокеры в мировом масштабе?

– Не уникальны. Интернет-трейдинг очень сильно развит в Америке и в Европе. Отличий по большому счету никаких, только у них клиентов гораздо больше. Но по уровню сервиса и предоставления услуг БКС ничем не уступает западным интернет-брокерам.

– Почему они тогда в Россию не идут?

– Рано или поздно большинство мировых инвестиционных компаний будет в России. Поток начался со страховых компаний и банков, постоянно появляются новые имена, появляются компании самых разнообразных финансовых сервисов. Это вопрос уже не такого далекого будущего.

– В России просто слишком мало клиентов?

– Клиентская база постоянно растет. Но все зависит от экономического состояния страны и уровня зарплат. Будет расти экономика – будет и миллион клиентов.

– А сколько у вас активных клиентов?

– Примерно 30% – это те, кто совершает операции на рынке не менее одного раза в месяц. Это стандартно на рынке.

– Злопыхатели говорят, что у интернет-брокеров доходы от комиссий очень низкие?

– Это не так. В 2005 г. доход от брокерской комиссии составил 224 млн руб., в 2006 г. – 450 млн руб. Думаю, что у брокеров, входящих в первую десятку, это направление рентабельно.

– Еще одно распространенное мнение, будто основной доход интернетчиков – это маржинальное кредитование, которым пользуются большинство клиентов. Это правда?

– Маржинальной торговлей пользуются около 50% клиентов. Хорошо, что в этом году изменили правила, сделав их более либеральными. Раньше плечо было 1 к 1, многие клиенты были недовольны. После принятия новых правил, когда разрешили плечо 1 к 3, для 90% клиентов этого стало достаточно. Наверное, кто-то из брокеров и сейчас дает 1 к 10, но это удел единиц. Нам стал более понятен алгоритм действий при учете маржинальных сделок. Если говорить о доходах от предоставления маржинальных кредитов, то они не такие большие, как многие думают.

– А какой процент по этим кредитам платят клиенты?

– Размер процентов за пользование маржинальными кредитами – это не чистая прибыль, брокер тоже привлекает деньги и несет расходы. Ставка на межбанке постоянно плавает, бывают периоды, например, когда компании платят НДС, у банков не хватает ликвидности. Что касается конкретных процентов, то они зависят от тарифных планов и их размер можно посмотреть на нашем сайте. В любом случае маржа получается не такой большой.

– Вам понравилось появление понятия “квалифицированный инвестор”?

– Да, определенно. Мы уже два года работаем на Лондонской фондовой бирже, и там очень похожие правила. Правда, там инвесторы имеют возможность самостоятельно определить, к какой категории их отнести. Они подписывают документ, декларирующий наличие у них достаточного опыта и понимание рисков для отнесения к категории “квалифицированный”, или, как это называется в Европе, “профессиональный инвестор”.

– ФСФР считает, что все маржинальные клиенты должны уйти на срочный рынок. Так и будет?

– На мой взгляд, вряд ли так будет. Маржинальная торговля и срочный рынок развиваются параллельно. Фьючерсный рынок не может развиваться без спотового рынка. Конечно, когда-нибудь фьючерсный рынок будет больше, чем рынок спот. В Америке, например, он больше в пять раз. Но для этого необходимо несколько условий и в первую очередь – ликвидность. Как показал майский пример, у нас с этим не все в порядке – тогда на падении инвесторы разбежались и ничего нельзя было купить или продать. На обоих рынках есть свои плюсы и минусы. И чем более опытен клиент, тем больше он стремится использовать преимущества всех рынков.

– Вы начинали бизнес в Новосибирске. Насколько выгоднее людей держать не в Москве?

– Конечно, выгоднее – раза в два как минимум, но разница в зарплатах квалифицированного персонала снижается. В регионах сложно найти нужное число профессионалов – там их не так много. Сейчас же еще и банки пошли в регионы – они тоже скупают квалифицированных людей. А из Москвы мало желающих уехать.

– А можно сделать так, чтобы у финансовой компании, которая в основном работает через Интернет, главный офис был в Новосибирске?

– Если говорить о направлении интернет-брокериджа, то у нас так и есть: бэк-офис и бухгалтерия находятся в Новосибирске. В филиалах работают фронт-офисы, которые поддерживают клиентов. В Москве же полноценно работает вся группа компаний: 160 профессиональных сотрудников – это и инвестиционная компания, и управляющая компания, и страховая, и спецдепозитарий “МСД”, и учебный центр, и представительство “БКС Консалтинг”. Всего в БКС более 600 сотрудников.

– Разумно ли ведут себя люди, которые пытаются торговать сами? Может, большинству из них стоит вложить свои деньги в ПИФы?

– Все зависит от уровня подготовки инвестора. Если он понимает, почему акции растут или падают, имеет свою собственную инвестиционную стратегию, ему можно работать самостоятельно. Если нет – лучше доверить средства управляющему или нанять инвестиционного консультанта. Кстати, в нашем учебном центре мы обучаем клиентов торговать самостоятельно.

– Многим удается быть успешным?

– На растущем рынке все успешные. Все знали, что “Газпром” вырастет, – все покупали и все выиграли.

– Но наверняка бывает так, что клиент проигрывает все?

– Проиграть все практически невозможно. Если вы работаете на собственные средства, то необходимо, чтобы акции в вашем портфеле обесценились до нуля. Что же касается тех, кто работает с плечом, то согласно законодательству брокер обязан закрывать позиции задолго до того, как у него не останется активов на счете.

– Много желающих торговать через вас в Лондоне?

– Желающие есть, и они уже торгуют на Лондонской бирже (LSE). Обороты наших клиентов на LSE примерно 5% от биржевого оборота БКС в России.

– А много ли иностранцев работает через вас?

– Есть, но их немного. Западным клиентам интереснее работать через свои банки. Но мы даем возможность одновременно торговать сразу на ММВБ, в РТС, на Нью-Йоркской фондовой бирже, Лондонской, Чикагской с единого брокерского счета в одном терминале и надеемся, что это привлечет клиентов.

– Много ли у вас клиентов, торговые активы которых превышают $1 млн?

– Очень много. Сложился стереотип, что через интернет-торговые системы работают в основном физические лица с небольшими денежными средствами. На самом деле это далеко не так. У нас обслуживается большое число состоятельных инвесторов – физических лиц, но и число клиентов – юридических лиц постоянно растет: сейчас их около 30%. Это управляющие компании, фонды, банки, брокерские компании – они инвестируют очень значительные суммы.

– Что все-таки случилось с вашей депозитарной лицензией год назад?

– ФСФР решила, что у нас были ошибки в алгоритме проводки в депозитарном учете. Мы изменили свою систему учета, и служба вернула нам лицензию.

– Вы выдвигались в совет директоров РТС, но не прошли. Связано ли это с антагонизмом традиционных брокеров и “интернетчиков”?

– Никак не связано. Было много желающих попасть в совет. Наверное, у тех, кого выбрали, больше времени, чтобы вести работу в совете. Все-таки она требует достаточно частого личного присутствия. Никаких интриг не было. У нас нормальные отношения с другими профучастниками. Мы являемся акционерами РТС.

– Нужны ли России две фондовые биржи?

– Я думаю, что ММВБ должна быть биржей с расчетами T + 0, с преддепонированием. А РТС – Т + 3 и без преддепонирования, аналогично LSE. Тогда биржи не будут конкурировать между собой. Cделать ликвидными две биржи с одинаковым режимом торгов невозможно. РТС – это крупнейший биржевой рынок срочных инструментов в России. Главное – сохранить и повысить ликвидность на обеих площадках, чего недостает сейчас российскому рынку.

– То есть вы думаете, что РТС станет срочной биржей?

– Думаю, да. Теперь важно, чтобы биржевые технологии РТС успевали за ростом интереса к срочному рынку со стороны инвесторов.

– Говорят, у инвесторов бывают проблемы со скоростью реакции биржи?

– Бывают, обороты растут, нагрузка увеличивается. Но у биржи есть денежные средства, профессиональная команда. Думаю, справятся.

– А центральный депозитарий нужен?

– Конечно, нужен. Уже пять лет обсуждаем! Но вроде закон уже принимают. Это повысило бы привлекательность нашего рынка для иностранных инвесторов.

– Но, судя по закону, будет два депозитария.

– На мой взгляд, нужен один.

– Иностранцы часто жалуются на неэффективность российской инфраструктуры. А вы ею довольны?

– Российских инвесторов инфраструктура рынка вполне устраивает. У западных же инвесторов возникает ряд вопросов: открытие счетов номинального держателя, так как не признаются депозитарные лицензии в России; отсутствие глобального депозитария.