Wrigley сжевала “А. Коркунова”


Вчера Wrigley распространила сообщение, что подписала соглашение о покупке за $300 млн 80% акций российского производителя премиального шоколада “А. Коркунов”. Это сильный бренд на очень важном рынке, объяснил директор по внешним связям Wrigley Кристофер Перилл: “Для нас это хороший стратегический шанс, возможность усилить присутствие в России”. “[Коркунов и его команда] настолько правильно выстроили бизнес, что мы не видим смысла что-либо менять”, – радуется гендиректор Wrigley в России Максим Гришаков, и новые хозяева планируют сохранить менеджмент, позиционирование бренда “Коркунов” и систему дистрибуции. По словам Перилла, другие приобретения на российском рынке шоколада компания не рассматривает.

В ФАС “Ведомостям” вчера заявили, что пока не получали от Wrigley заявлений о покупке “А. Коркунова”.

Андрей Коркунов подтвердил “Ведомостям”, что вместе с Сергеем Ляпунцовым согласился продать Wrigley 80% кондитерской фабрики, но останется миноритарным акционером и председателем совета директоров. Останется ли акционером компании Ляпунцов, партнеры еще не решили, как и то, как распорядиться полученными $300 млн. Коркунов говорит, что у него большие планы по развитию Одинцовской фабрики вместе с Wrigley. “На другие проекты у меня не останется времени”, – добавляет он. Оставшиеся 20% акций “Коркунова”, по словам Гришакова, будут выкуплены не раньше чем через два года. А их стоимость будет оцениваться уже по новым показателям компании, уточняет Коркунов.

Аналитики считают оценку всего “Коркунова” в $375 млн (в 3,7 раза больше годового оборота и в 21 – прибыли) завышенной. В 2004 г. норвежская Orkla купила кондитерский холдинг “СладКо” с консолидированной выручкой $214 млн менее чем за $115 млн. “Когда нечего покупать, остается только переплачивать”, – говорит аналитик МДМ-банка Алексей Гоголев. Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко считает, что Wrigley покупает качественный актив, который даст хороший синергетический эффект – конфеты “Коркунов” можно будет продавать через дистрибуторов жевательной резинки. Сравнимых компаний на рынке нет, отмечает источник, знакомый с условиями сделки, поэтому “Коркунова” оценивали с помощью нескольких общепринятых методик.

Сделка позволит Wrigley сэкономить $55 млн за 15 лет за счет налоговых льгот, говорит Перилл: американское законодательство позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на разницу между балансовой и рыночной стоимостью актива (goodwill). Это подтверждает источник, знакомый с условиями сделки.

До 1999 г. Wrigley производила только жевательную резинку. Все изменилось с приходом Уильяма Ригли-младшего. Он сделал компанию агрессивной и одной из самых быстрорастущих на потребительском рынке. За семь лет Ригли удвоил продажи Wrigley и стал экспериментировать с новыми продуктами. Он запустил новые вкусы резинок, начал производство освежающих леденцов. В интервью The Wall Street Journal в марте 2006 г. Ригли заявил, что не исключает ничего – от шоколада до жевательных резинок для собак. Рынок шоколада давно привлекает компанию: в 2002 г. она пыталась поглотить Hershey Co. за $12,5 млрд, но в последний момент сделка сорвалась. Wrigley тогда пообещала агрессивно искать возможности усилить позиции. Ее первым шоколадным активом и станет “А. Коркунов”.