Чего хотят женщины?


По крайней мере, так считает дом Bonhams, организовавший 18 января в здании на лондонской Бонд-стрит торги с таким названием.

Конечно, эта идея – отчасти попытка привлечь к себе внимание. Январь – пора затишья для аукционеров. Придумав яркий рекламный ход, Bonhams разом предложил вниманию публики множество лотов, которые обычно появляются на торгах этого дома в течение всего года: ювелирные украшения, часы, сумки, дизайнерскую одежду.

Традиционно аукционы равнодушны к полу покупателей. Джон Бэддели, возглавляющий в Bonhams отдел объектов коллекционирования, предполагает, что среди участников торгов женщин всего 12%. Однако все может измениться: «Бонд-cтрит – самая популярная в Европе улица для шопинга, и в январе на ней полно женщин, покупающих что-то на распродажах. Эти дамы найдут на аукционах те же вещи, за которые они сражались в фешенебельных магазинах, только за меньшие деньги и с привлекательной патиной возраста и репутации».

Существует миф: все, что продается с молотка, стоит около миллиона фунтов. Однако большая часть из трехсот лотов Bonhams была оценена менее чем в тысячу, а многие стоили и гораздо дешевле.

За треугольную вечернюю сумочку в стиле ар-деко из серебристого металла с черной эмалью запрашивали всего ?300. А за один из самых вожделенных аксессуаров – сумочку Kelly от Hermes приблизительно 1975 года – соблазнительные ?500 (продали в результате за ?2280).

Среди ювелирных украшений впечатляли индийские колье с прекрасными камнями, а также более привычные изделия от Cartier и Bvlgari. Высокая мода была представлена жакетом в шотландскую клетку от Вивьен Вествуд середины 1990-х (?500) и коралловым вечерним платьем от Balmain 1969 года, оцененным в ?350 (продано за ?240).

Пять брошек в стиле ар-деко, изображающих дам с собачками (в 30-е годы такие броши бесплатно выдавали подписчицам журнала Voguе), были скромно оценены в ?350–450 и ушли за ?420.

Из мебели Bonhams предложил несколько декоративных зеркал XIX века. По мнению экспертов аукционного дома, женщины предпочитают светлое дерево и современный дизайн, поэтому ставка была сделана не на викторианскую мебель красного дерева, а на книжные шкафы современного британского дизайнера Джона Мейкписа из ясеня и хрома, а также тростниковые стулья Марселя Брейера (один из столпов мебельного дизайна середины XX века, изобретатель стула на гнутых металлических трубках, имеющегося сейчас в любом офисе. – «Пятница»). Среди лотов было и несколько дамских машин, в том числе Mini Cooper 1990 года (продан за ?3450) и бронзового цвета Smart Crossblade 2002 года, некогда принадлежавший поп-звезде Робби Уильямсу (ушел за ?8050).

В Bonhams считают, что женщины не хотят реставрировать и дорабатывать купленные вещи, они желают пользоваться ими сразу же, поэтому все лоты были в идеальном состоянии.

Бэддели уже планирует новые торги, ориентированные на женщин. Другие аукционные дома тоже стремятся к этому. В прошлом году отделение Christie’s в Южном Кенсингтоне удвоило продажи одежды XX века – спрос в сфере высокой моды столь велик, что на 2007 год запланированы как минимум три аукциона, первый из которых пройдет 7 июня. На нем будут выставлены шесть сумочек Kelly, а также одежда разных дизайнеров – от Баленсиаги до Осси Кларка. По предварительным прогнозам, среди покупателей на этом аукционе будет около 80% женщин.

Дом Sotheby’s пока не спешит отдавать дань женственности, хотя ежегодные торги ювелирными изделиями в Санкт-Морице демонстрируют прекрасное сочетание больших денег и больших камней. 20 февраля блеску снова не будет предела – впрочем, на этом аукционе драгоценности традиционно выбирают дамы, но платят за них мужчины.

Придет ли новая аукционная мода на российский рынок? Президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра считает, что в России подобные торги пока не востребованы и нерентабельны. «У нас бизнес-леди не так много, как в Европе, – объясняет он. – Да и культура иная. Наши женщины покупают в основном ради украшения, а не ради инвестиций, и готовы потратить на торгах не более 3000 долларов». По его мнению, на российских аукционах женщин в среднем 5–7%. Разве что на тематических торгах, где продают предметы декоративно-прикладного искусства, число участниц может доходить до 40–45%.

(FT 12.01. 2007, Елена Парина, Дина Юсупова)