Доходные локомотивы


В начале 2000-х гг. совладелец Уральской горно-металлургической компании и “Кузбассразрезугля” Искандер Махмудов и его партнеры решили создать компанию, которая стала бы монополистом в транспортном машиностроении. С тех пор “Трансмашхолдинг” скупил больше десятка заводов, потратив на эти цели более $300 млн, и стал крупнейшим поставщиком “Российских железных дорог” – в 2005 г. на долю РЖД пришлось почти 60% в выручке холдинга. По объему продаж в денежном выражении “Трансмашхолдинг” занимает 1-е место в России и 8-е в мире. Несмотря на масштабы бизнеса, компания не стремится к открытости: из всех финансовых показателей холдинг раскрывает лишь консолидированную выручку.

“Ведомостям” удалось ознакомиться с меморандумом к облигационному займу “Трансмашхолдинга” на 4 млрд руб., размещение которого запланировано на февраль.

Согласно документу к 2010 г. “Трансмашхолдинг” планирует занять 8% мирового рынка, а его оборот к этому времени должен превысить $4 млрд. С 2004 г. объемы реализации предприятий компании по различным видам продукции увеличиваются в среднем от 40% до 90% в год. Консолидированная выручка “Трансмашхолдинга” и его предприятий по РСБУ в 2004 г. составила 13,5 млрд руб., а по итогам девяти месяцев 2006 г. – 34,9 млрд руб. Этот показатель за весь 2006 год, по прогнозу компании, составит около 56 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась с 95 млн руб. в 2004 г. до 1,5 млрд руб. за девять месяцев 2006 г. Для сравнения: выручка ФГУП “Уралвагонзавод” за девять месяцев 2006 г. составила 13,6 млрд руб., чистая прибыль – 55 млн руб. EBITDA “Трансмашхолдинга” увеличилась с 568 млн руб. в 2004 г. до 2,7 млрд руб. в 2005 г.

По показателям рентабельности “Трансмашхолдинг” сравним, а в некоторых случаях даже обходит западных конкурентов, констатирует аналитик инвесткомпании “Капитал” Михаил Пак. В 2005 г. рентабельность холдинга по чистой прибыли составила 4,08%. Siemens Transportation в финансовом году, который закончился 30 сентября 2006 г., продемонстрировал рентабельность на уровне 1,78% (выручка – 4,5 млрд евро, чистая прибыль – 80 млн евро). Чистая рентабельность транспортного подразделения Alstom в финансовом году, закончившемся 30 марта 2006 г., составила 6,32% (выручка – 5,1 млрд евро, чистая прибыль – 324 млн евро), а General Electric в 2005 г. сработал с рентабельностью 14,65% (выручка – $3,6 млрд, чистая прибыль – $524 млн).

Рентабельность “Трансмашхолдинга” по EBITDA увеличилась с 4,20% в 2004 г. до 8,63% в 2005 г., операционная рентабельность за этот же период выросла с 4,33% до 10,23%.

Аналитик Deutsche UFG Александра Мельникова считает, что показатели “Трансмашхолдинга” по рентабельности стандартные для машиностроительного сектора, а выглядеть конкурентоспособными по сравнению с иностранцами российским производителям позволяют более низкие издержки на металл, электроэнергию и оплату труда.

В меморандуме улучшение финансовых показателей компании объясняется ростом масштабов бизнеса, эффективностью управления и контролем за издержками. В “Трансмашхолдинге” от комментариев отказались.