Счет арестован


Под Новый год бизнес-лаборатория “Эдней” (консультирует по вопросам управления персоналом) узнала, что налоговая инспекция Москвы № 9 блокировала ее счета в банках. Для разблокировки налоговики требовали принести устав, свидетельство о регистрации, выписки со счетов и из реестра юрлиц, решение о блокировке, договор о предоставлении юридического адреса. Директора “Эднея” Дарью Громову удивило не столько требование принести документы, которые и так есть в инспекции, сколько причина блокировки – несдача декларации по транспортному налогу за 2005 г. “Эдней” не только не владеет транспортом – фирма зарегистрирована в 2006 г., говорит она. В инспекции Громова обнаружила, что она не одинока. Очередь состояла из директоров небольших фирм, получивших аналогичные уведомления.

Налоговый инспектор заявил Громовой, что истинная причина блокировки – проверка, не является ли фирма однодневкой. “Эдней” зарегистрирован в Территориальном агентстве развития предпринимательства (ТАРП) по Центральному округу – по адресу массовой регистрации юрлиц.

В 1999 г. мэр Москвы Юрий Лужков разрешил ТАРПам предоставлять юридические адреса малому бизнесу. В октябре 2006 г. он отменил распоряжение – агентства попали в списки адресов массовой регистрации. По адресам московских ТАРПов сейчас зарегистрированы около 4000 фирм, говорит замгендиректора ТАРП по ЦАО Татьяна Белоус.

Фирмы-однодневки, помогающие уклоняться от налогов, часто регистрируются по поддельным документам, нередко – несколько фирм на один адрес. Год назад по требованию регламента по борьбе с однодневками, принятого московским управлением ФНС, налоговики стали составлять списки “нехороших адресов”.

К аресту счетов фирмы как способу проверить, не является ли она однодневкой, налоговики стали прибегать с лета 2006 г., говорит главный редактор газеты “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков. Для ареста используется любой предлог, после этого руководитель фирмы вынужден объясниться перед налоговиками, говорит Стариков. У какого числа фирм счета были заблокированы, выяснить не удалось. В ТАРП на блокировку жаловались несколько десятков предпринимателей.

Московские налоговики получают списки фирм для ареста счетов из инспекции № 46, занимающейся регистрацией юрлиц, рассказывает сотрудник одной из инспекций (от официальных комментариев налоговики отказались). В полученном другой инспекцией перечне больше 4000 фирм, и их число растет. “Мы пишем одинаковые уведомления, чтобы быстрее заблокировать счета”, – говорит чиновник.

Не все пострадавшие были зарегистрированы в ТАРПах. Налоговики арестовывают счета фирм, прописанных и по другим массовым адресам. Еще повод для ареста – “подозрительное” название фирмы (например, приставка Ltd.) и наличие у компании лишь одного учредителя, рассказывает бухгалтер одной из московских компаний. Адвокат Михаил Орлов знает и туристическую фирму, у которой накануне сезона были арестованы счета из-за налогового долга в 5000 руб. (платеж завис в проблемном банке, компания об этом не знала).

Разблокировать счет непросто. В одной из московских инспекций для этого нужно получить визу нескольких отделов. Они удостоверяются, что компания платит зарплату не ниже московского прожиточного минимума, сдает электронную налоговую отчетность, что у нее в норме вычеты по НДС и относимые на прибыль расходы, рассказывает Стариков. Бухгалтер одной из фирм говорит, что за разблокирование счета приходится платить.

Однодневки активно используются в схемах ухода от налогов, говорит гендиректор “Налоговой помощи” Сергей Шаповалов. Но избранный фискалами способ борьбы с ними незаконен, считает Андрей Кривушин из юркомпании “Частное право”: компании не обязаны иметь офис, его адрес не должен совпадать с указанным в учредительных документах. Чиновник Минфина согласен. Орлов предлагает ввести уголовную ответственность налоговиков за заведомо незаконные действия.

Массовый арест счетов победе над однодневками не поможет, уверен адвокат юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Юрий Воробьев. Однодневки живут недолго по определению, и единственный способ противодействия им – изменение правил регистрации.

“Эднею” налоговики пообещали разблокировать счет, но пока арест не снят, говорит Громова.