ВЕКТОР


За старое

Во вторник Интернет пережил серьезную кибератаку. Вредители отправляли ложные запросы с десятков тысяч зараженных компьютеров в Южной Корее на корневые серверы Интернета (с их помощью компьютер определяет нахождение веб-страницы по ее адресу). На какое-то время хакерам удалось заблокировать работу трех из 13 корневых серверов Интернета, которые управляют доменами .org или .info. По данным “Лаборатории Касперского”, на пике атаки неудачей окончились 90% попыток пользователей Интернета открыть страницы в зоне .org – например, официальный сайт Чукотского автономного округа www.chukotka.org. Подобные атаки причинили пять лет назад немало головной боли специалистам по компьютерной безопасности. В 2002 г. хакеры на час полностью заблокировали работу семи корневых серверов Интернета, а еще два серьезно замедлили свою работу. В последние годы громкие атаки на Интернет прекратились, но не потому, что против злодеев нашли защиту. Просто киберандеграунд научился зарабатывать на своем хобби. Теперь они взламывают компьютеры, чтобы получить данные о банковском счете и украсть с него деньги, а публичность в таких делах ни к чему. Но, как показали события вторника, иногда хакеры хулиганят для души, как в старые добрые времена. Атака на корневые серверы не может принести денег, говорят эксперты.

Для острастки

Сочи очень хочет стать столицей зимней Олимпиады-2014, составив для нее бюджет почти в $12 млрд. Но даже небольшие стройки, которые нужны для игр, не проходят без скандалов. Очередной – вокруг реконструкции аэропорта Сочи. В сентябре прошлого года Росавиация подписала контракт на первый этап реконструкции аэропорта с сербской “Путеви”. Та выиграла тендер генподрядчиков, взявшись за 15 месяцев и 2,4 млрд руб. отремонтировать и удлинить одну из двух взлетно-посадочных полос, а также реконструировать старый аэровокзал 1956 года постройки. Теперь Росавиация уже недовольна. Работа “Путеви” в аэропорту “неудовлетворительна”, она “ставит под угрозу срыва” весь проект реконструкции, говорится в протоколе январского совещания в Росавиации. Поэтому ее руководитель Александр Юрчик поручил подчиненным “проработать вопрос о расторжении контракта в связи с невыполнением условий”. В прошлом году победу “Путеви” оспорили в суде два конкурсанта – австрийская Strabag и “Инжиниринговая корпорация “Трансстрой”. Но “Инжтрансстрой” отказалась от тяжбы, получив субподряд на те же работы от “Путеви”. Теперь в компании уверены, что Росавиация доверит ей и генподряд. Однако чиновники в неофициальных беседах уверяют, что все совещания и гневные протоколы – лишь острастка для сербов и приманка для субподрядчиков. Такие совещания проводятся почти с момента подписания контракта с “Путеви”. Ведь реконструкция должна пройти в самые сжатые сроки. А расторгнуть контракт слишком сложно – “Путеви” наверняка оспорит это в суде, процесс затянет реконструкцию. Нового подрядчика придется снова выбирать на конкурсе, а это еще лишние 1,5–2 месяца.

Незачем сливаться

“Зачем делить рынок, надо договариваться о сотрудничестве, а может, даже о слиянии. Дублирование инфраструктуры – это безумие. Конкурируйте с London Stock Exchange”, – призвал две ведущие российские биржи руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Впрочем, пока этот вопрос, по его мнению, неактуален. РТС и ММВБ занимают разные ниши, и реальная конкуренция между ними появится лишь в тот момент, когда биржи начнут переходить на торговлю акциями с частичным преддепонированием. Произойдет это, судя по планам бирж, в ближайшие пару лет. Вот тогда, по мнению Вьюгина, площадкам придется задуматься о слиянии.

Тезис спорный – до сих пор появление параллельных проектов не продвигало биржи к сближению. Наоборот, пробуксовка срочного рынка на ММВБ и мизерные объемы на биржевом рынке РТС – это в первую очередь повод для взаимных колкостей и роста неприязни. Скорее всего, с запуском каждого следующего проекта сценарий будет повторяться: одна из бирж окажется победителем на новом рынке, а вторая будет довольствоваться крохами от самых лояльных клиентов. Но сильные позиции в разных секторах и взаимная нелюбовь акционеров двух бирж не позволят им найти точки соприкосновения. По крайней мере, в обозримой перспективе.