Востоковедение


Намерение Аркадия Новикова сделать московский исторический центр пешеходным постепенно приобретает финальные очертания. Неделю назад он представил наконец широкой публике свой новый ресторан «Недальний Восток». Тверской бульвар отныне перекрыт, господа. Вы знаете, какой длины машина, к примеру Maybach? А Audi A8? А если их поперек улицы припарковано сразу три?? Выбирайте пути объезда. Это были мухи, теперь о котлетах.

«Недальний Восток», наверное, самый искренний проект Новикова. С помощью него он рассчитывал разорвать порочный круг «Аистов», «Галерей» и прочих «Весен». То есть всех тех мест, которые, собственно, сделали ему кассу, но взамен наградили репутацией гастрономического механика, расчетливого манипулятора, коммивояжера, несколько раз под разными вывесками продающего один и тот же товар.

«Недальний Восток» – действительно нечто новое. Хотя бы потому, что Новиков здесь отказался от тотального эклектизма, не пошел на поводу у общественных вкусов, которые сам же и создал, а явил миру две свои самые большие профессиональные любови. Первая – японский интерьерный дизайн от токийского бюро Superpotato. Эти люди делали два модных лондонских ресторана: Zuma и Roka. Вторая – камчатский краб. Самый недооцененный, по мнению Новикова, из фруктов моря. Кстати, одним из вариантов названия ресторана было хлесткое крабье имя «Чатка».

Строился ресторан мучительно долго. Сначала японцы рисовали проект с тщательностью средневековых копиистов. Я видел этот проект: пудовая амбарная тетрадь, филигранно исписанная и изрисованная вручную – сама по себе произведение искусства. Потом долго, как себе домой, подбирали материалы, технику и прочее.

То, что получилось в итоге, – колоссальный прорыв для Москвы. Какой там Bon с Филиппом Старком. Bon – это просто детский лепет по сравнению с монументальным минимализмом японской школы. До миллиметра просчитанные по свету, цвету, тону, звуку декорации – это нечто совершенно новое в московском пейзаже. Кажется, впервые, после того же Bon и не считая антикварных фокусов «Пушкина» и «Турандот», в Москве появилось нечто достойное быть напечатанным в прогрессивных западных архитектурных журналах.

Легкое ажурное пространство из стекла, стали, дерева и тканей центростремительно закручивается на большую открытую кухню. Кухня эта – сердце зала.

И на ней царит краб.

Краба готовят двумя дюжинами разнокалиберных способов. Жарят, парят, варят в супе, в сковородке вок, с грибами, кашей, на шампуре. Макают в соевый соус, топят в васаби. Кроме краба в меню, правда, есть и говядина с бараниной, и дорада с сибасом. И целый раздел каш. Вообще Новиков планировал материализовать на плите «Недальнего Востока» все свои искренние представления о новой русской кухне. Но пока раскололся только на краба.

Заправляет всем этим «развратом» австралийский шеф Глен Баллис, найденный после мучительного, как и строительство, кастинга. Я пока не могу определенно высказаться о талантах г-на Баллиса. Ресторан только открылся, и кухня еще в процессе становления. Но послужной список у него солидный. Возможно, усилиями этого японско-русско-австралийского конгломерата и Москва наконец угодит в какую-то планетарную струю.

И, может быть, вместе с Востоком и восторг действительно окажется ближе, чем кажется.