Понастроили


Активная экспансия ритейлеров и масштабное строительство торговых центров в Казани началось в 2004 г. – тогда было построено 10 объектов. “Множество компаний почти одновременно начали строительство”, – говорит Андрей Гируцкий, заместитель генерального директора компании “Единая арендная система”. Он подчеркивает, что непрозрачность рынка и закрытая градостроительная политика городских властей приводила к тому, что инвестор зачастую не знал, что за объект возводится в непосредственной близости от его торгового центра. В результате построенные ТЦ оказались похожими по концепции и стали прямыми конкурентами при ограниченной емкости покупательских потоков, рассказывает эксперт.

В 2006 г. в Казани начали работать крупнейшие торговые объекты. В ноябре открылся многофункциональный ТРЦ “Кольцо” (владелец “Эдельвейс-групп”). Общая площадь комплекса равна 46 800 кв. м, торговая занимает 23 560 кв. м. Якорными арендаторами стали супермаркет электроники “М.Видео” и шестизальный кинотеатр “Каро Фильм”.

В ноябре открылся и многофункциональный комплекс “Корстон” общей площадью 72 000 кв. м (инвестор и владелец – “Комплекс гостиницы “Орленок”). Под крышей комплекса соседствуют торговый центр (16 800 кв. м), бизнес-центр, заявленный как класс А, четырехзвездочная гостиница и зона развлечений.

В этом же году в Казани был открыт второй ТЦ ведущей национальной сети супермаркетов “Бахэтле”. Его общая площадь – 3500 кв. м, торговая – 2800 кв. м. В конце 2006 г. “Бахэтле” вышла и на московский рынок, открыв супермаркет на Алтуфьевском шоссе.

К крупным торговым объектам Казани в 2006 г. добавился торгово-офисный центр “Сувар Плаза” (владелец – “Сувар – Казань”). Его общая площадь – 54 000 кв. м, офисная – более 13 000 кв. м, торговая – 33 500 кв. м, якорные арендаторы – универсам “Патэрсон”, оператор бытовой техники и электроники “Мир”, Banana-mama.

В 2006 г. начал работать “Парк-Хаус” общей площадью 70 000 кв. м (владелец – самарская ГК “Время”).

Наряду с новыми объектами в Казани действуют введенные ранее “Тандем”, “Южный”, XL, “Бахэтле”, “Сити-центр”, OBI, Metro, IKEA и др.

В начале 2007 г. арендные ставки в ТЦ равнялись в среднем 1000 руб. за 1 кв. м в месяц, говорит Елена Кипенко, консультант C&W/S&R. По ее словам, сейчас ставки зафиксировались. В торговых центрах площади на продажу не предлагаются. Средняя стоимость 1 кв. м на первичном рынке колеблется от 25 000 до 56 000 руб. Торговые объекты в Казани окупаются в среднем за семь лет, подытоживает Кипенко.

Гируцкий говорит, что рынок перенасыщен. По его данным, к началу 2007 г. около 0,5 млн кв. м торговых площадей были не востребованы – ТЦ просто не хватало арендаторов. Переизбыток касался в основном помещений площадью от 50 до 200 кв. м. Напротив, торговые площади в 7000–10 000 кв. м на рынке были в дефиците. С ним соглашается Леонид Рахимов, генеральный директор компании “Сити-центр”. По его словам, на рынке сложилась диспропорция: помещения небольшой площади в избытке, а крупные арендаторы столкнулись с недостатком адекватных предложений.

Эксперт предлагает девелоперам сосредоточиться на формате супермаркетов, дисконт-центров и магазинов шаговой доступности – эта ниша в Казани сейчас практически свободна. “Воскресные” выездные покупки не всегда удобны, а хороших магазинов у дома, особенно в новых спальных районах, почти нет”, – аргументирует Рахимов.

Как сообщили в мэрии Казани, в 2007 г. власти намерены стимулировать развитие магазинов у дома. В текущем году будет разработана “Программа предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания шаговой доступности”.

Строительство крупных объектов в Казани завершается. Аналитики говорят, что наступает время окончательного перераспределения покупательских потоков. В 2007 г. запланировано открытие магазина “Магнит” (инвестор – “Тандер”), ведутся подготовительные работы по строительству супермаркета “Бахэтле”, шесть гипермаркетов в республике планирует открыть до конца 2008 г. “Техносила”.

Если заявленные проекты будут реализованы, то объем торговых площадей увеличится еще на 243 000 кв. м, достигнув к 2008 г. примерно 850 000 кв. м, подытоживает Кипенко. Она отмечает, что региональные российские сети по-прежнему “хотят в Казань, но достойных мест для крупных арендаторов не осталось”.