Памятник может устоять


Сегодня в парламенте Эстонии – рийгикогу должно пройти третье и завершающее чтение законопроекта о “О сносе запрещенных сооружений”. К таковым отнесен и памятник “Бронзовый солдат” – монумент воину-освободителю, установленный в 1947 г. в центре Таллина. Он должен быть демонтирован в течение 30 дней после вступления закона в силу. Одновременно вступит в силу принятый ранее закон, позволяющий перезахоронить останки советских солдат, которые находятся в братской могиле у “Бронзового солдата”.

Инициатива эстонских парламентариев вызвала жесткую реакцию России. Вчера МИД РФ предупредил, что демонтаж памятника “приведет к необратимым последствиям в двусторонних отношениях”, а накануне спецпредставитель по вопросам развития отношений с Евросоюзом Сергей Ястржембский сказал, что Эстония “недотягивает” до стандартов ЕС.

Критические голоса вчера прозвучали и из Европы. На заседании комиссии по иностранным делам палаты представителей парламента Бельгии депутаты вынесли на обсуждение проблему героизации нацизма в Эстонии, в том числе и намерения снести памятники советским солдатам. Против сноса памятника выступил и президент Литвы Валдас Адамкус: “Нужно оставить памятник на месте, а не <...> создавать совершенно ненужные проблемы”.

До сих пор эстонские политики заявляли, что не пойдут на уступки Москве. Однако вчера президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес сказал, что в этом законопроекте “есть несколько видимых противоречий конституции”. Он оговорился, что не может давить на парламент. Но по конституции президент имеет право не утвердить законопроект и вернуть для нового обсуждения. Но если парламент упорствует, президент может обратиться в государственный суд с предложением признать закон антиконституционным.

“В отношениях между Россией и Эстонией хватает болевых точек, и создавать новые явно неразумно, – говорит американский политолог Дмитрий Саймс. – Президент Эстонии – бывший американский гражданин, и он понимает, что конфликт с Россией по этому вопросу в глазах американского общественного мнения был бы невыгоден”.